ПСИХОЛОГО – МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО – МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Гришина А.С. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети с нарушениями речи - это дети, у которых на ряду с нормальным слухом и сохраненным интеллектом имеются отклонения в развитии речи. Нарушения речи крайне разнообразны, к наиболее распространенным можно отнести бедность словарного запаса, нарушении грамматического строя речи, произношения, а также нарушения темпа и плавность речи.

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.

Главным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него слабый, тихий, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть замедленным или ускоренным.

Данные нарушения выражаются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения и времени возникновения дефекта.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией обнаруживает, что данная категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

Воздействие различных неблагоприятных факторов на формирующийся мозг ребенка в период внутриутробного развития, а также на ранних этапах его развития после рождения приводит к органическому поражению центральной нервной системы ребенка, что в конечном итоге является главной причиной дизартрии.

Основными источниками внутриутробных поражений являются острые, хронические инфекции, интоксикация, кислородная недостаточность (гипоксия), токсикоз беременности, а также ряд других факторов, приводящих к возникновению родовой травмы.

Также, дизартрия может явиться результатом несовместимости по резус-фактору. Несколько реже дизартрия может возникнуть под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрию можно наблюдать у детей, которые страдают детским церебральным параличом (ДЦП), так Е. М. Мастюкова, отмечает, что при ДЦП дизартрия проявляется в 65-85% случаев.

В основе классификации клинических форм дизартрии лежит принцип выделения различной локализации поражения мозга. У детей, страдающих различными формами дизартрии можно наблюдать отличительные специфические дефекты звукопроизношения. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии.

Корковая дизартрия – группа моторных расстройств речи различного патогенеза, которые связаны с очаговым поражением коры головного мозга. Данная разновидность является наиболее сложной для выделения и распознавания. В сфере звукопроизношения корковая дизартрия проявляется как моторная алалия. Дети, страдающие данным нарушением, испытывают затруднение динамики переключения от одного звука к другому, а также между артикуляционными позами. Ребенок способен отчетливо произносить изолированные звуки, однако в условиях речевого потока возникает замена звуков, и они искажаются, что приводит к запинкам в речи, напоминающим заикание.

Дети, страдающие корковой дизартрией, не имеют нарушений в развитии лексико-грамматического строя речи. Данную форму дизартрии следует также отличать от дислалии. В условиях коррекционной работы можно отметить тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи.

Другой формой дизартрии является подкорковая дизартрия (экстрапирамидная), возникающая в условиях подкорковых узлов головного мозга. Насильственные непроизвольные движения в области артикуляционной и мимической мускулатуры и нарушение мышечного тонуса, не контролируемые ребенком являются характерным проявлением подкорковой дизартрии. Данные движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Дети, страдающие данной формой дизартрии могут правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе сблизкими), и через мгновение они же оказываются не в состоянии произнести ни звука. В результате чего, появляется артикуляционный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Нарушение просодики (темп, ритм, интонация) является характерным признаком подкорковой дизартрии. Речь детей, страдающих данным нарушением отличается монотонностью, однообразием.

Ещё одной разновидность дизартрии является мозжечковая дизартрия, возникающая при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей. Для данной формы нарушения характерна «рубленная» речь, невредно сопровождающаяся выкриками отдельных звуков. Также, можно отметить наличие пониженного тонуса в области мышц языка и губ, при этом язык малоподвижный и тонкий, можно отметить его дрожание. У детей, страдающих данной формой дизартрии, нарушена координация движений, а также ориентация в пространстве.

При заболеваниях или опухолях продолговатого мозга возникает бульварная дизартрия. В этом случае, возникает разрушение ядер двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного). Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. Также, для детей, страдающих данной формой дизартрии характерно затруднение в глотании твердой и жидкой пищи, что приводит к затруднению акта жевания. При недостаточной подвижностью голосовых связок и мягкого неба вызваны специфические нарушения голоса, он становится назализованным и слабым.

К наиболее основным причинам псевдобульбарной дизартрии можно отнести органическое поражение мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У таких детей возникает псевдобульбарный паралич или парез, который обусловлен поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (двустороннее поражение). Следствием псевдобульбарного паралича у ребенка является нарушение речевой и общей моторики, в результате чего малыш плохо сосет, захлебывается, поперхивается, а так плохо глотает, изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т.е. число слогов и ударность.

К неправильному развитию восприятия речевых звуков приводит нарушение моторики артикуляционного аппарата. Недостаточный уровень владения звуковым анализом у детей, страдающих данной формой дизартрии приводит к сложностям в усвоении ими грамоты. Дети – дизартрики достаточно хорошо ориентируются в окружающей обстановке.

Дети, страдающие данной формой дизартрии, но имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике.

Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для таких детей характерно отсутствие движений лицевых мышц, так, ребенок не может вытянуть губы, плотно сомкнуть их, надуть щеки, движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении, также значительные трудности возникают при переключении от одного движения к другому. Затруднены акты жевания и глотания, что вызвано малоподвижностью неба и его мягкостью.

Тяжелый дефект произношения вызван нарушением функции артикуляционного аппарата. У таких детей речь очень невнятна, смазанная и тихая.

Дети – дизартрики характеризуются отличительными особенностями: они не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. В условиях коррекционной работы с такими детьми на основе специальных упражнений необходимо развивать мелкую моторику рук. У таких детей возникают трудности в умении правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Обобщая всё вышеизложенное можно сделать вывод о том, что уровень развития моторики является одним из важнейших показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с речевой деятельностью, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой в речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Также, можно отметить, что развитие ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга, так, при развитии мелкой моторики будут развиваться мышление и речь. Достижение эффективных результатов коррекционной работы возможно только при условии регулярности её проведения.

Список литературы

  1. Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия. Дизартрия. [Текст]/ Л.С. Волкова – М.: Инфра, 2008. – 249 с.

  2. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для вузов. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Инфра, 2003. -125 с.

  3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений под ред. Волковой Л.С. – 5-е изд. переб. и доп. – М.: Гуманитатор. изд. Центр Владос, 2007.

  4. Мастюкова Е.М. Дизартрия. Логопедия [Текст]/ Под ред. Волковой Л.С. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  5. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Инфра, 2008. – 234 с.

Просмотров работы: 3549