Восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет разработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.
При нормальных условиях становления речи, дефекты исправляются в следствии, воздействия дифференцированного торможения. Почти у всех детей самостоятельная фонетическая корректировка не осуществляется, у детей не развивается вовремя верное произношение.Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Составление звуковой стороны речи при нормальном ее развитии происходит по двум направлениям: усвоение артикуляции звуков и усвоение признаков звуков, важных для их различения. Различение звуков речи при произношении, при восприятии происходит на основе выделения сигнальных признаков. Затруднения в дифференцировке чаще проявляются в замене одного звука другим и смешении звуков.
Дефекты звукопроизношений у детей могут быть связанны с недоразвитием фонематического слуха. Ребенку становится трудно различать звуки, что мешает их правильному произношению. В основе нарушения лежит недостаточное сформирование фонематического слуха, ребенку трудно различить и узнать фонемы и это приводит к неправильному понимаю слов. Главная задача будет заключаться в том, чтобы научить ребенка различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции.
На первом этапе логопед использует такие задания:
- прослушать и выделить неречевые звуки;
- запомнить и воспроизвести ритмический рисунок;
- прослушать серию звуков и определить их точное количество;
- различать на слух голоса.
На втором этапе учат различать одинаковые звуки, слова и звукокомплексы по высоте, тембру и силе голоса.
- различить на слух слова с разной силой голоса по громкости, тихости;
- различить на слух звукокомплексы произнесенные различной силой и тембром голоса;
- различать с помощь слуха голоса по силе, тембру и высоте голоса.
На третьем этапе работы детей учат различать слова близкие по звуковому составу.
- из ряда слов выделить, то которое отличается одним звуком;
- при помощи картинок подобрать сходные по звучанию слова.
На протяжении четвертого этапа учат различать слоги. Детей учат различать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные и твердые и мягкие.
- отыскать в слоговом ряду лишний слог;
- запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков.
На протяжении пятого этапа детей учат различать фонемы родного языка. Работа начинается с дифференциации гласных звуков, последующая работа по дифференциации согласных. На шестом этапе главной задачей является развитие навыка элементарного фонематического анализа.
- определения звука в слове;
- нахождения звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове и определить место звука (начало, середина и конец). Слоговой анализ ведется с опорой на вспомогательные средства, в дальнейшем на громкость речи, уже по слуховому анализатору. Потом дети учатся различать гласные звуки по способу артикуляции, по воздушной струе.
Таким образом, особенности логопедической работы - по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией. Непосредственно зависят от последовательной и продуктивной работы выполняемой логопедом, рекомендуемы упражнения способствуют устранению дефектов произношения.
Литература:
1 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д., 2004.
2 Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни). - М., 1993.
3 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2000.