ПРИЗРЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ «ДЕТЕЙ УЛИЦ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИЗРЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ «ДЕТЕЙ УЛИЦ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Азарян К.А. 1, Переверзева А.Р. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития уже не требуется доказательств того, что сегодняшнее общество, развитие и будущие перспективы его формирования и преобразований тесно связаны с историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний и опыта, история помогает современному поколению не повторять прежних ошибок, стремиться исправить все негативное наследство и найти оптимальные и эффективные решения актуальных на сегодняшний день проблем, особенно значимыми из которых были и являются социальные проблемы общества.

Социальные проблемы общества во все времена были схожи – это и предотвращение политических и иных кризисов, и создание условий для поступательного экономического роста, что должно гарантировать улучшение жизни простого народа, повышение уровня их жизни, это медицина, образование, положение детей и молодежи, поддержка и забота государства о малообеспеченных, о людях с ограниченными возможностями здоровья, но особенно важным было и остается забота и помощь детям.

Изучение этого направления является важнейшим в истории социальной работы как научной отрасли знания и в общей истории каждого государства.

Множество исследований было посвящено изучению призрения и воспитания детей (И. Беляев, М. Владимирский-Буданов, Н. Гинзбург, Н. Карамзин, В. Ключевский, Е. Максимов, С. Соловьев, А. Стог и др.).

Так Н. Гинзбург один из первых попытался систематически исследовать общественное призрение «детей улиц» в России, рассмотрев развитие процессов помощи и поддержки в историческом аспекте; анализом теоретических основ проблем общественного призрения детей занимались такие ученые как А. Горцева, Е. Максимова, В. Гоген; анализом исторического опыта социальной работы в России в аспекте призрения детей занимается и Бадя Л.В.; немаловажную роль в изучение проблемы внесли исследования Фирсова М.В., ученого который является не только автором учебников по истории социальной работы, но и человека, разработавшего теорию социальной роботы; отечественный ученый Беляков В.В. изучал проблемы детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; ученый Иващенко В.И. разрабатывал методику и исследовал опыт социальной реабилитации детей и подростков в современном обществе.

Огромный вклад в изучении проблемы призрения и особенностей воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию внесли и ученые нашего региона и нашего вуза, так Зритнева Е.И. занимается исследованием проблем социально-педагогической работы с детьми и с семьей, проблемами социологии семьи и детей и оказания им психосоциальной помощи; Горлова Е.Б. изучает особенности комплексной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями; Коныгина М.Н. занимается исследованиями истории и социологии социально-помогающей деятельности, в том числе и детям.

Обращаясь к истории вопроса призрения и воспитания «детей улиц» можно отметить, что в России она начинается в XIX в. и основные направления общественно-научной мысли данного периода о сущности общественной помощи детству условно ученые делят на правовое направление, законодательные вопросы охраны материнства и детства, общественная благотворительность; воспитание и принудительно-исправительное воспитание; систему организации детской помощи, теоретические проблемы помощи институту сиротства, призрение нравственно падших и патронат над несовершеннолетними, выпущенными из тюрем.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. формируются направления по исследованию социально-исторического опыта помощи детям, посвященные земскому и городскому попечительству о детской беспризорности, общественной помощи малолетним, частной благотворительности. Значительное внимание уделяется мерам законодательного характера, вопросам реабилитации и трудовой специализации беспризорных. Среди наиболее значимых можно выделить исследования С. Бахрушина, И. Давидова, А. Елистратова, М. Мукалова.

Так С. Бахрушин исследовал генезис детской беспризорности, дал его классификацию, рассмотрел проблемы профессионального нищенства и бродяжничества среди малолетних. Особое внимание автор уделял мерам законодательного характера, а также вопросам реабилитации и трудовой специализации беспризорных.

Несколько с иной позиции вопросы детской беспризорности рассматривал В. Залесский, который на основе анализа различные форм детского призрения в России и в западноевропейских странах он предложил ряд мер по оптимизации процессов призрения несовершеннолетних, охраны материнства и детства.

С точки зрения исторического опыта несомненный интерес представляет собой работа М. Мукалова, посвященная описанию устройства детских приютов на новых принципах, так называемых поисковых форм работы с «детьми улиц».

Так, по мнению С. Бахрушина и М. Мукалова в России существовала особая категория детей – «дети улиц», нуждающихся также в специальном воспитании, но не в силу каких-то физических или умственных недостатков, а из - за частой педагогической запущенности. Говоря современным языком, это были дети с девиантным поведением, дети, сбежавшие из неблагополучных семей. Такие дети помещались и содержались в особых заведениях, которые отличались от большинства детских приютов лишь усиленной педагогической направленностью в воспитании, а также некоторыми особенностями условий содержания. Одну из самых важных ролей в исправлении «детей улиц» играло трудовое воспитание. Подготовке детей к самостоятельной жизни уделялось много внимания, эта область призрения признавалась особо значимой.

Широко развивающаяся благотворительность и помощь «детям улиц» потребовала создания специальной литературы, посвященной вопросам вспомоществования. И одним из таких изданий был журнал «Детская помощь», на страницах которого отражалась широкая картина государственной, частной и общественной благотворительности в России и за рубежом.

В целом дореволюционная историография представлена исследованиями преимущественно описательного характера, главная ценность которых заключается в достаточно полном отображении разнообразных компонентов системы общественного призрения «детей улиц» в России.

В советский период историография данной проблемы разрабатывалась не достаточно, фрагментарно, потому что проблемы общественного призрения «детей улиц» в дореволюционной России не являлись предметом исторического осмысления исследователей.

В начале 90-х годов XX столетия начался новый этап в осмыслении истории социальной защиты населения и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Особого упоминания заслуживают исследования исторического опыта социальной работы в России. Их авторы, в частности, Л.B. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, И.В. Курукин, важное значение придавали характеристике общественного призрения детей, их положения в условиях трансформации российского общества.

Различные аспекты истории социально-правового положения ребенка рассматривались A.M. Нечаевой, которая главное внимание обратила на обстоятельства принятия и содержание того или иного законодательного акта. Следует, однако отметить, что касаясь социально-правового статуса ребенка, A.M. Нечаева ограничилась использованием уже известных подходов в историографии.

Тенденции научного осмыслении процесса социальной помощи детям и подросткам являются одним из значимых аспектов в изучении проблем становления отечественной модели социальной защиты населения.

Литература:

  1. Гинзбург Н. Призрение подкидышей в России // Трудовая помощь. -СПб., 1904. - № 4-6.

  2. Жуков В.И. Социальное образование и развитие цивилизации: диалектика зависимости. - М., 1996; Он же. Теоретические основы подготовки социальных работников. - М., 1992.

  3. Исторический опыт социальной работы в России / Под общ. ред. Л.В. Бадя. - М., 1994.

  4. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России. - М., 1994.

  5. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М., 1996.

Просмотров работы: 1239