РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Смуглиенко А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка (В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А. Ладыженская и многие другие).

Современных диссертационных исследований, посвященных пересказу как средству речевого развития, не так много и большинство из исследований посвящено проблеме обучения пересказу школьников - так Е.Л. Парфенова разработала методику дифференцированного обучения устному пересказу учащихся 5-6 классов на уроках русского языка [5], И.Е. Пушкова анализировала проблему обучения пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения [6]. В диссертации Л.Ф. Ни раскрыты подходы к обучению продуктивному пересказу учащихся младших классов [3]. Т.В. Панченко предложила методику обучения пересказу текста старших дошкольников с ЗПР [4]. О.А. Шороховой показана зависимость формирования связной монологической речи дошкольников от особенностей вариативного обучения пересказу [7].

Пересказ текста имеет большое значение для общего развития ребенка и используется активно на различных занятиях в дошкольных учреждениях, будучи главным видом монологической речи, постигаемым детьми с целью их подготовки к школе. Под пересказом специалисты понимают осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста; деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Проблема обучения пересказу ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич Р.И. Габовой, и др. Авторами подчеркивается роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, в развитии речи. Пересказ художественных произведений значимо воздействует на связность детской речи, содействует формированию у детей навыка выразительной речи. Ребенок следует образцу литературной речи, подражает ему. Т.А. Ладыженская отмечает что тексты, используемые для пересказа, содержат образные описания, вызывающие у детей интерес, развивают умение описывать явления и предметы, улучшают все стороны речи [2].

Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» - внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний. В.П. Глухов указывает что это особенно значимо в коррекционной работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи [1].

В процессе подобных занятий у ребенка формируется любознательность и читательская активность, тяга к самостоятельной читательской деятельности. Складывается полноценное эстетическое восприятие произведений, углубляются и расширяются знания детей, развивается словарный запас, активизируется мыслительная деятельность, появляются возможности для формирования монологической речи - одного из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении. Задачами таких занятий являются: научить ребенка рассказывать связно об услышанном и увиденном, верно отражать воспринятое в речи, приучать детей рассказывать не торопясь: помогать им находить нужные слова, выражения, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, последовательно, не отвлекавшись от темы, поощрять употребление точных названий действий, предметов, качеств: формировать образную речь, учить рассказывать выразительно, живо. Благодаря связной речи ребенок в состоянии последовательно, правильно и грамотно формулировать предложения, изложить свои мысли. Этому должны учить детей воспитатели и педагоги.

Спецификой обучения пересказу в сравнении с прочими видами занятий по формированию связной логической речи выступает прежде всего то, что оценивается качество пересказа по степени близости первоисточнику. Детей нужно останавливать, заново обращать их к образцу, если они добавляют слишком много своего или упускают значимые детали. Пересказ близок и доступен детям дошкольного возраста, так как они получают готовый образец, который воздействует на их чувства, заставляет сопереживать и вызывает тем самым желание услышанное запомнить и пересказать [7].

Ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Предлагаемая для пересказа высокая художественность произведения, цельность языка, композиции и формы и учит детей последовательно и четко выстраивать рассказ, не увлекаться деталями и не упускать основного, то есть формировать их речевые умения.

Пересказ является также и творческим процессом. Особенностью пересказа является то, что в повествовании не только точно передается сюжет и замысел, но и должен сохраняться стиль произведения. С этой целью исполнитель должен хорошо понимать особенность жанра (рассказ или сказка), не использовать слова и обороты речи, которые не свойственны этому жанру. В частности, в народной сказке фальшиво будут звучать очень современные или книжные слова [2].

Подготовка пересказа подразумевает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению - выявление идеи, системы художественных образов, сюжета, композиции, языка.

Пересказ является не самоцелью, а средством речевого развития дошкольников. Потому есть определенные требования к литературному тексту, который используется для пересказа, сущность которых состоит в следующем:

доступное полноценное и содержание;

четкая композиция;

разнообразие жанров;

небольшой размер;

простой, но богатый язык [5].

Кроме того, каждое произведение должно развивать в детях положительные черты личности, такие как доброта, отзывчивость, толерантность, учить их чему-то полезному.

Для пересказа целесообразно использовать несколько жанров: описание и рассказ, авторскую и народную сказку. Сказки можно находить различные: длинные ("Гуси-лебеди") и короткие ("Лиса и кувшин") - у каждой есть свои возможности и свои особенности воспитательного воздействия.

Стихотворения не годятся для пересказа - нельзя нарушать единство содержания и формы, вырабатывать невнимание к поэтической форме. Это подтверждают многочисленные работы. Опыт обнаруживает, что ребенок стремится рассказывать стихотворный текст наизусть.

Анализ пересказа различных прозаических текстов, коротких и длинных, простых и сложных, обнаруживает, что дети передают по-разному их содержание.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2012. -144с.

2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации, - М., 2008. - 297 с.

3. Ни Л.Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу : диссертация ... кандидата педагогических наук – М.: 2013. – 180 с.

4. Панченко Т.В. Педагогическая технология обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: диссертация ... кандидата педагогических наук – Екатеринбург, 2007. – 180 с.

5. Парфенова Е.Л. Методика дифференцированного обучения устному пересказу учащихся 5-6 классов на уроках русского языка : диссертация ... кандидата педагогических наук : Иваново, 2010. – 199 с.

6. Пушкова И.Е. Обучение пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения: диссертация ... кандидата педагогических наук : Москва, 2013 . – 176 с.

7. Шорохова О.А. Диссертация. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию. М., 2000. – 197 с.

Просмотров работы: 5477