ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Романовская Т.Ф. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение согласования прилагательных и существительных изучается в рамках изучения грамматического строя речи. Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении, обе эти стороны влияют на верное согласование прилагательных и существительных.

Академик В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены грамматика и словарный состав, если дошкольник владеет богатой лексикой, то ему проще согласовывать прилагательные и существительные .

Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития и умения согласования прилагательных и существительных.

Овладение навыком согласования прилагательных и существительных осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

Навык согласования прилагательных и существительных в логопедии недостаточно изучен. Освещение многих грамматических вопросов согласования прилагательных и существительных основывается на случайном материале.

Овладение навыком согласования прилагательных и существительных предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования навыка согласования прилагательных и существительных осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Навык согласования прилагательных и существительных тесно связан с его лексическим богатством языка. Их взаимодействие осуществляется по разным направлениям.

Связь между грамматикой и лексикой осуществляется в сфере словообразования, где действуют грамматические законы сочетания частей слова, распределения морфем, а в результате действия этих законов создаются лексические единицы - слова.

Все слова в морфологии распределяются по частям речи, и эти классы являются грамматическими; однако это одновременно и лексические классы, так как самые общие, абстрактные значения частей речи, такие, как предметность, процессуальность, признаковость, отвлечены от лексических значений слов.

Внутри частей слова выделяются лексико-грамматические раз ряды слов, в которых обобщены, абстрагированы их лексические характеристики и которым присущи те или иные собственные грамматические признаки. Таковы, например, в системе имен существительных вещественные существительные, лексически объединяемые значением неделимого вещества, а грамматически - собственными характеристиками в сфере значений единичности - множественности.

Грамматические и семантические особенности прилагательного находят проявление в его синтагматике. Свойства в мире не существуют вне предметов, не могут быть отделены от них. При этом прилагательное выражает свойство, абстрагированное от своего носителя, как самостоятельную семантическую данность. Языковое представление свойства и его носителя посредством разных слов является результатом абстрагирующей деятельности нашего сознания. Неотделимость свойства от предмета предопределяет семантику и функционирование прилагательного. Получив автономное словесное выражение, свойство стремится к воссоединению со своим носителем. Прилагательное тяготеет к существительному, «включается в сферу обозначения предметов или явлений через взаимодействие с существительным».

Сама природа называемого объекта предполагает ряд инвариантов присущих ему свойств, поэтому существительное семантически ориентировано на сочетаемость с прилагательными, эти свойства называющими. Так, слово вода, обозначающее вещество (жидкость), способно сочетаться с прилагательными, которые обозначают такие физические параметры, как температура, степень чистоты, прозрачности, жесткости и др.: вода – горячая / холодная / жесткая и др. Существительное удача, имеющее в своем значении событийный компонент, притягивает характеристики событий: удача – неожиданная / долгожданная / редкая / случайная и др.

Прилагательное, в свою очередь, имеет семантическую валентность на распространение именем денотата, подходящего под называемое свойство. Таким образом, прилагательное и существительное взаимно предсказывают друг друга.

Словосочетания прилагательное + существительное строятся в соответствии с общими закономерностями семантической сочетаемости.

Проблема семантического согласования слов в словосочетании и предложении привлекала внимание лингвистов на протяжении нескольких десятилетий, начиная с работ Л. В. Щербы, высказавшего идею о «правилах сложения смыслов». Данная проблема разрабатывалась в исследованиях Д.Н. Шмелёва (предметно-логическая и парадигматическая обусловленность выбора слова), Е. Косериу («лексические солидарности»), В.А. Абрамова («семантическая избирательность слов»), В.Г. Гака (закономерности синтагматически обусловленной номинации), Ю.Д. Апресяна (правила неаддитивного сложения значений), Н.Д. Арутюновой (ограничения на сочетаемость слов), В.Н. Телии (проблема связанного значения слова) и др.

«Основной закон семантического сочетания слов сводится к следующему: чтобы два слова составили правильное сочетание, они должны иметь, помимо специфических, различающих их сем, одну общую сему». Это значит, что в составе словосочетания и предложения происходит повторение, удвоение некоторых значений.

Ряд исследований посвящен характеру соотношения смыслов сочетающихся компонентов, а также связанным с этим функциям прилагательного в словосочетании.

В работах Е.М. Вольф говорится о функциях прилагательного в сочетании с существительным на уровне словосочетания, предложения и текста. Е.М. Вольф выделила две основные функции прилагательного: денотативную и квалификативную (оценочную в широком смысле). Качественные прилагательные могут выполнять и ту, и другую функцию и выступать в обеих структурах: в денотативной, которая обозначает положение вещей в реальной действительности, и в квалификативной, которая связана с прагматикой речи и выражает оценку говорящим обозначаемой денотативной ситуации.

Принимая во внимание такие особенности, как, во-первых, характер семантического соотношения прилагательного с существительным и, во-вторых, функцию прилагательного в словосочетании, можно различить три функционально-смысловых типа атрибутивных словосочетаний с качественными прилагательными, имеющих данную структуру.

1. Словосочетания с подчеркивающим определением: белый снег, драгоценные бриллианты, микроскопические бактерии, сладкий сахар, теплокровные млекопитающие.

В таких словосочетаниях происходит дублирование общего смыслового компонента. Прилагательное называет некоторое имманентное свойство объекта. Значение прилагательного целиком входит в значение существительного, то есть семантика определения и определяемого относятся друг к другу как часть и целое. Так, теплокровность является непременным свойством млекопитающих, бриллианты обладают высокой ценностью, сладость – главное вкусовое свойство сахара, бактерии имеют микроскопические размеры.

2. Словосочетания с гипонимическим определением: буланая масть, квадратная форма, красный цвет, маленький размер, сладкий вкус, юный возраст.

Обычно в таких словосочетаниях существительное, как и прилагательное, имеет значение свойства. Объемы понятий определения и определяемого соотносятся как вид и род.

3. Словосочетания с характеризующим определением: буланая лошадь, горячая вода, длинная лента, красный цветок, неожиданная удача, сладкие ягоды, талантливый инженер.

Такие словосочетания наиболее характерны для языка. Возможность их образования обусловлена онтологически: прилагательное обозначает одно из тех свойств, которыми может обладать денотат.

Таким образом, прилагательные проявляют существенные различия как в плане закономерностей сочетаемости с существительными.

Литература

  1. Абрамов, Б. А. О понятии семантической избирательности слов [Текст] / Б. А. Абрамов // Инвари-антные синтаксические значения и структура предло-жения : сб. научн. тр. – М. : Наука, 1969. – С. 5–15.

  2. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка [Текст] / Ю. Д. Апресян. – М. : Наука, 1974. – 367 с.

  3. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл (Логико-семантические проблемы) [Текст] / Н. Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1976. – 383 с.

  4. Блягоз А. Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи// Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3

  5. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972.

  6. Вольф, Е. М. Прилагательное в тексте («Система языка» и «картина мира») [Текст] // Лингвистика и поэтика : сб. научн. тр. – М. : Наука, 1979. – С. 118– 135.

  7. Современный русский язык. В 3-х частях. Шанский Н.М., Бабайцева В.В. и др. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 1987.; Ч.1 - 192с., Ч.2 - 256с., Ч.3 - 256с.

  8. Шмелёв, Д. Н. Сочетаемость слов в русском языке [Текст] / Д. Н. Шмелёв. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 46–59.

  9. Щерба, Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании [Текст] // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 24–39.

Просмотров работы: 1369