КИНЕТИЧЕСКАЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЧЕВОГО АКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КИНЕТИЧЕСКАЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЧЕВОГО АКТА

Артеменко О.Н. 1, Петрова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь - тонкий психологический процесс, который развивается в процессе онтогенеза. Речевые возможности играют определяющую роль в психическом развитии человека, являются значимыми в развитии мышления и всей психической деятельности в целом, протекают параллельно с развитием физических, умственных способностей малыша. Речь является показателем общего развития ребёнка.

Гармоничное полноценное развитие личности малыша не может происходить без воспитания у него чёткой и безупречной в плане звуко-слоговой наполняемости слов и звукопроизношения, правильной с позиции подбора слов (словаря), и грамматического оформления, оформленной по законам и правилам русского языка, связной речи [4].

Способность говорить, то есть производить речевой акт - прерогатива человека, является результатом одновременной работы нескольких взаимосвязанных систем органов, центральное место в работе которых занимает функционирование различных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Что же означает само понятие речевой акт. Существует несколько интерпретаций этого термина.

Под речевым актом мы понимаем целенаправленное речевое действие, которое совершается в соответ­ствии с принципами и прави­ла­ми рече­во­го поведения, которые приняты в данном обществе. Основные черты которого: намеренность, целе­устрем­лён­ность, последовательность и конвенциональность.

Другое раскрытие термина, речевой акт представляет собой отдельный акт речи, в нормальных случаях - это двусторонний процесс порождения текста. Он включает говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного [7].

К речевому акту неоднократно обращались исследователи, изучающие речь в контексте жизни и жизне­дея­тель­но­сти человека и исходящие из того, что «речи ... суть действия, проис­хо­дя­щие между людьми» (Гегель), а также исследо­ва­те­ли обиход­ной речи и других форм речевого общения и поведения.

Проблематика, касающаяся порождения речевого акта и речеобразования затрагивается в концепциях Ш.Балли, М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, К. Л. Бюлера, Л. Витгенштейна, В. Гумбольдта, С. Карцевского, Л. П. Якубинского и многих других.

Возможность осуществления речевого акта, как и речевой деятельности в целом являются необходимыми условиями, предпосылками успешной жизни индивида в обществе, его социализации и развития личности [1].

Речевой акт представляет собой реализацию речевого высказывания, которое выступает как сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. То есть для осуществления двигательного (речевого) акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А. Р. Лурия).

Кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений. Например, таких как: вытянуть вперед губы; совершить круговое движение губ хоботком; показать язык; пощелкать им; широко открыть рот - закрыть. Кинестетическая основа речевого акта связана с произнесением отдельных звуков [2].

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги.

Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения [5].

Бернштейн Я.А. говорил об уровневой организации движений, которая позволяет разложить сложный двигательный (речевой) акт на составляющие его компоненты и выявить состояние, роль церебральных уровней в регуляции действий и движений.

Каждая двигательная задача в зависимости от своего содержания и смысловой структуры находит себе тот или иной уровень, определяющийся как ведущий для данного движения. Существует концепция о системной организации двигательной функции, раскрывающая взаимодействие её звеньев. Наличие уровневой организации движений позволяет в случае отклонений в функционировании двигательной программы компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального организованного обучения и подобранных упражнений [2].

Важно отметить, что в норме при выполнении произвольных движений и действий требуется и происходит сравнение спланированного акта с тем, который был реально воспроизведен. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием. Если этого не происходит, либо же отмечаются трудности выполнения различных артикуляционных движений, то мы можем говорить об отклонениях в структуре речевого акта.

Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.) [3, стр.152].

Известно, что при нормальном развитии овладение ребёнком звуковой стороны речи идёт одновременно с развитием общей и мелкой моторики. На практике доказано, что использование систематических упражнений, которые тренируют движения пальцев рук, общую моторику оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [6].

Итак, основой движений является сложное взаимодействие кинестетического и кинетического механизма порождения речи. Для осуществления двигательного в целом, речевого акта в частности, необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, которая обеспечивает дифференцированный состав сложных движений, и лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков - кинетической структуры (Лурия А.Р.). Мозговые механизмы, обеспечивающие кинетическую и кинестетическую программы, создание схемы произвольного движения различны. Прослеживается тесная взаимосвязь между состоянием общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.

  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011.

  5. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. - СПб.: Речь, 2005.

  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Просмотров работы: 13443