Для того, чтобы понять причины нарушения развития коммуникативной функции речи и обозначить её особенности при общем недоразвитии речи, необходимо отметить те нарушения, которые наблюдаются при данном речевом нарушении.
Р.Е. Левиной было впервые выделено три уровня недоразвития речи, в соответствии с которыми нарушения речи наблюдаются у детей в разной степени: от полного отсутствия речи или её состояния на уровне лепета до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.По определению самой Р.Е. Левиной «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [3, c.50].
Следует отметить, что в современной науке рассматривают также четвёртый уровень общего недоразвития речи, выделение которого было предложено Т.Б. Филичевой.
Общее недоразвитие речи в картине проявлений речевых нарушений характеризуется поздним началом речевого развития, скудным словарным запасом, аграмматизмами, дефектами произношения и фонемообразования [3].
Все эти нарушения и становятся препятствием на пути нормального речевого развития детей с общим недоразвитием речи, и, как следствие, препятствуют полноценному развитию коммуникативной функции речи.
Л.Г. Соловьёва в своей работе отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается прямая связь между нарушениями речи и нарушениями коммуникативных способностей. Нарушения в речевой сфере обуславливают нарушения полноценного речевого общения речевое общение. Это проявляется в выраженной пониженности потребности в речевом общении, в несформированности таких форм коммуникации, как монологическая и диалогическая речь, а также в особенностях поведения: дети не заинтересованы в речевом контакте, не умеют ориентироваться в ситуациях общения [4].
У детей с общим недоразвитием речи имеются специфические нарушения речи, препятствующие полноценному общению ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. К таким особенностям можно отнести:
- наличие элементов недоразвития грамматики и лексики в самостоятельной речи детей;
- недостаточное понимание и употребления слов с абстрактным значением и обобщающих слов;
- небольшой словарный запас в сравнении с детьми без речевых нарушений;
- трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- недостаточное развитие фонематического слуха;
- низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
- снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Всё это затрудняет речевое общение детей, а следовательно, препятствует адекватному развитию коммуникативной функции речи.
Вследствие этого, дети с общим недоразвитием речи могут с некоторым запозданием переходить к внеситуативно-личностной форме общения, а переход между этими формами общения в целом также будет несколько отсрочен по времени (по периодизации этапов по М.И. Лисиной).
Нарушение речевой функции у детей с общим недоразвитием влияет на коммуникативную функцию речи в целом. Коммуникативная функция речи нарушается в своём развитие вследствие того, что общее недоразвитие речи всегда сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере, незрелостью некоторых психических функций, например, мышления. памяти. Также, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются вторичные нарушения, проявляющиеся в психологических особенностях: замкнутости, робости, нерешительности; а также в общем и речевом поведении: ограниченная контактность, неумение начинать и поддерживать беседу, вслушиваться и понимать звучащую и обращённую к ним речь [1].
Помимо неумения детей с общим недоразвитием речи становиться инициаторами общения: вступать в диалог и поддерживать беседу, у этих детей также наблюдаются проблемы в процессе улаживания конфликтов. Также, для этих детей затруднительным является подбор адекватных речевых средств выражения своего внутреннего состояния и предпочтение пассивных ролей в процессе коммуникации [2].
Различные авторы также подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи, при нарушении всех форм общения, нарушаются межличностное взаимодействие со сверстниками, наблюдаются проблемы в формировании и развитии игровой деятельности, которая является ведущей в процессе становления психических функций у ребёнка. Это происходит вследствие того, что у ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается нежелание начинать игру, не возникает инициативности общения со сверстниками. Также, у таких детей наблюдаются разнообразные виды отношения к своим речевым дефектам, что влияет на их самооценку и также приводит к различным нарушениям коммуникации.
Таким образом, многие исследователи в своих работах подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и связной речи неблагоприятно влияют на процесс общения этих детей и на процесс их совместной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми. Специалистами также отмечается, что данные нарушения обуславливают несформированность возрастных форм общения, что приводит к недоразвитости общения в области внеситуативных контактов со взрослыми и «застреванию» на уровне ситуативного общения. Всё это значительно затрудняет развитие у ребёнка навыков коммуникации с окружающими и является основой неблагоприятных тенденций в общем развитии ребёнка.
Список литературы:
Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Дзюба Оксана Викторовна.- М., 2009.-201 с.
Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. №3. С. 44 - 50.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р.Е.[электронный ресурс] М.: Просвещение, 1967. 173 с. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-1.shtml (дата обращения: 16.11.2014)
Соловьева Л. Г. Особенности игры старших дошкольников с речевыми нарушениями // Логопедия сегодня. 2010. № 2. С. 78-82.