ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Эм Е.А. 1, Тимошенко А.М. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям речь не является врождённой способностью человека, а развитие её у ребёнка зависит, прежде всего от взрослых, которые находятся в ближайшем окружении ребёнка, а также от сверстников, с которыми ребёнок общается. Вместе с развитием речи у ребёнка в дошкольном возрасте закладываются и формируются основные черты личности, характер, формы социального поведения и т.д. [1].

Лисина М.И. выделила в онтогенезе коммуникативной функции речи четыре формы общения ребёнка и взрослого. Под формой общения следует понимать деятельность общения в течение определённого этапа её развития, которая берётся в совокупности всех её черт и характеризуется с учетом нескольких параметров (время её возникновения; место, занимаемое в жизнедеятельности ребёнка; содержание потребности, которая удовлетворяется в процессе данной формы общения; мотивы, побуждающие ребёнка к общению; средства общения, с помощью которых ребёнок общается со взрослыми). Эти формы сменяют друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка:

1. Ситуативно-личностное общение.

Имеет место в течении первого полугода жизни ребёнка. Данная форма общения протекает на той стадии, когда младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, навыками жизнедеятельности, и все его отношения с окружающим миром реализуются благодаря его взаимоотношениям с близкими взрослыми, которые обеспечивают все условия для выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.

Экспрессивно-мимические средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляется общение на данном этапе.

В развитом виде данный вид общения выражается у младенца в виде «комплекса оживления», являющегося достаточно сложным видом поведения, который включает такие компоненты как: сосредоточенность, внимательный взгляд в лицо другого человека, улыбку, двигательное оживление и вокализации. Как отмечает Мещерякова С.Ю., появление у ребёнка «комплекса оживления» и начало его использования в своём общении является показателем того, что у ребёнка появляется общение как вид деятельности и сама потребность в общении.

2.Ситуативно-деловая форма общения.

Данная форма общения имеет место в возрасте от шести месяцев до двух лет. Особенностью этой формы является то, что общение ребёнка со взрослым теперь протекает на фоне практического взаимодействия ребёнка и взрослого. Коммуникативная деятельность также связывается с данным способом взаимодействия. Ребёнок доброжелателен и внимателен, но начинает испытывать необходимость в сотрудничестве взрослого и совместной практической деятельности с ним.

Предметно-действенные операции являются здесь основными.В раннем возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью.

3.Внеситуативно - познавательная форма общения.

Развивает в возрасте от трёх до пяти лет. Данная форма разворачивается на фоне познавательной деятельности ребёнка, которая направлена на установление взаимосвязей в физическом мире, которые чувственно не воспринимаются. Имеется в виду, что практическое сотрудничество ребёнка и взрослого заменяется «теоретическим» сотрудничеством, предполагающем совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. У ребёнка появляются первые вопросы об интересующих его предметах и взаимосвязях.

4. Внеситуативно - личностная форма общения.

Данная форма общения имеет место в возрасте шести - семи лет. Данная форма является высшей формой коммуникативной деятельности детей в процессе общения со взрослым.Целью данной формы общения является познание социального мира людей, а не предметного мира вещей.

Внеситуативно - личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым.

Ведущие мотивы на этом этапе - личностные, а средства общения - личностные.

Процесс данного перехода от одной формы общения к другой способствует развитию психики ребёнка, а так как данные формы взаимодействуют между собой, те изменения, которые произошли в психике ребёнка на более низком этапе, является основой для развития более совершенной формы общения в дальнейшем [4].

Следует также рассмотреть как развивается коммуникативная деятельность и потребность в ней в аспекте «ребёнок-сверстник». Здесь тоже наблюдается ряд этапов, последовательно сменяющих друг друга. На протяжении всего дошкольного возраста коммуникация между детьми кардинально меняется по всем параметрам:

- содержание;

-потребности;

-мотивы;

-средства общения.

Данные изменения в онтогенезе протекают как плавно, та и с наличием резких качественных сдвигов.

В дошкольном возрасте (с двух до семи лет) имеют место два качественных сдвига:

1. Происходит, примерно, в четыре года и связан с резким возрастанием роли, которую начинают играть другие люди в жизни ребёнка.

2. Происходит, примерно, в шесть лет. Связан с появлением у ребёнка избирательных, но устойчивых симпатий и привязанностей и появлением отношений между детьми.

По аналогии с развитием общения между взрослым и ребёнком, выделяют также и этапы формирования общения между сверстниками:

1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Этот этап связан с появлением интереса детей друг к другу, повышением внимания к деятельности друг друга, также появляются желание и попытки привлечения внимание сверстников к себе и своей деятельности, также желание вызвать ответную реакцию. Ведущее место на данном этапе принадлежит подражанию детей друг другу, что, как раз, и вызывает ответные реакции со стороны сверстников. Подкрепление положительной реакцией и поддержкой своих действий со стороны сверстника способствует развитию индивидуальности, самовыражения ребёнка. Эмоционально-практическое общение является ситуативным по содержанию и средствам.

2. Ситуативно-деловая. Данная форма общения, складываясь, примерно, к четырём годам и продолжается до шестилетнего возраста. В данном возрастном периоде у детей ведущее место занимает ролевая игра, а сверстник, как участник общения, становится для ребёнка более привлекательным, чем взрослый. Деловое сотрудничество становится главным содержанием общения на данном этапе. Как и на предыдущем этапе, ребёнку важно внимание со стороны сверстника, но на этом этапе начинает проявляться потребность детей в достижении определённого совместного результата в процессе своей деятельности. Иными словами, у детей появляется потребность в сотрудничестве, которая становится главной на данном этапе развития общения между сверстниками. Наряду с этим у ребёнка появляется потребность в признании и уважения со стороны сверстника. Речевое общение на данном этапе становится преобладающем средством общения. Дети начинают активно разговаривать между собой, но их речь всё ещё остаётся ситуативной, несмотря на то, что в общении со взрослым начинают возникать внеситуативные контакты.

3. Внеситуативно-деловая форма общения начинает складываться у детей в конце дошкольного возраста. На данном этапе значительно возрастает число внеситуативных контактов, однако они имеют место, преимущественно, в процессе совместной деятельности, как и на предыдущем этапе. На данном этапе у детей формируется дружеское отношение друг к другу. Это связано с тем, что на данной ступени развития общения, ребёнок уже не воспринимает сверстника только как средство для самоутверждения, но и начинает видеть в нём отдельную самостоятельную личность [5].

Однако, следует понимать, что ни речь ни общение сами по себе не развиваются. Их полноценное и правильное развитие требуют целенаправленной систематической работы и наблюдения за этим развитием со стороны взрослых: родителей и воспитателей. С их стороны требуется правильная организация детского общения [5].

Как утверждают современные исследователи для развития речи как средства общения, необходимо наличие условий, побуждающих ребенка осознанно обращаться к слову. Данные условия также должны формировать у ребёнка потребность быть понятым сначала взрослым, а потом и сверстниками [2].

Таким образом, как показывают исследования А.Н. Гвоздева, у ребёнка к семи годам речь становится полноценным средством общения для ребёнка, при условии сохранности речевого аппарата, здоровом психическом и интеллектуальном развитии и при условии нормального речевого и социального окружения ребёнка [3].

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Алексеева М.М., Яшина Б.И. Изд. 3-е, стереотип. - М.: Академия. 2000. - 400 с.

  2. Артеменко О.Н., Сазонова Н.Э. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня [Электронный ресурс] // VI международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014» (15 февраля - 31 марта 2014) URL : http://www.scienceforum.ru/2014/761/5930 (дата обращения: 20.11.2014)

  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Электронный ресурс] – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 470 с. URL: http://knigos.net/341-voprosy-izuchenija-detskoj-rechi-gvozdev-a-n.html (дата обращения: 25.10.2014)

  4. Лисина М.И.Общениесовзрослымиудетейпервых семи лет жизни первых семи лет жизни[Электронный ресурс]// Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. С. 119-127. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-119.shtml (дата обращения: 15.11.2014)

  5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. 2000. - 160 с.
Просмотров работы: 3930