МИНИМАЛЬНОЕ ДИЗАРТРИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО КАК СТОЙКОЕ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МИНИМАЛЬНОЕ ДИЗАРТРИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО КАК СТОЙКОЕ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Артеменко О.Н. 1, Балыкова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в специальной, отечественной литературе коррекционно-педагогической направленности для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А. Токаревой в 1969 году, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления [34]. По ее мнению, обычно эти дети с данной речевой патологией большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют на слух. Однако, в трудах отечественных исследователей в области дефектологии, излагаются учеными и другие научные взгляды на понятие «стертая дизартрия». Л.В. Лопатина определяет стертую дизартрию или минимальные дизартрические расстройства как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [25]. В диагнозе до года у ребенка стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). К двум годам диагноз при комплексной и своевременной реабилитации и положительном прогнозе снимается или переходит в ММД (минимальную мозговую дисфункцию) невыраженного характера. Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Ученый определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения (как при дизартрии у детей с ДЦП), нет выраженных нарушений тонуса и гиперсократительной способности артикуляционных мышц. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия» [20]. И.Б. Карелиной и Г.В.Чиркиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства – МДР [16]. Однако, терминологическое обозначение данного речевого нарушения не раскрывает клинико-нозологическую самостоятельность данной группы речевых расстройств, поэтому выбор термина остается дискуссионной проблемой среди отечественных логопедов.

Для понимания и объяснения природы механизма нарушения при стертой дизартрии необходимо обратиться к основным положениям учения о речевых механизмах А.Р. Лурии, П.К. Анохина и других авторов [5].

Первым компонентом механизма речевой функциональной системы являются рецепторы слуха, зрения, чувствительности, которые перципируют определенную информацию, а также кинестетические ощущения, которые сигнализируют о положении артикуляционных органов и всего тела.

Второй компонент – это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение информации, выработку программы ответного действия и трансляции смыслового значения мысли в схему развернутого высказывания речи.

Третий сенсомоторный компонент речевой функциональной системы реализует передачу речевых сообщений. При поражении этого компонента нарушается иннервация речевой мускулатуры, т.е. дисфункционирует двигательный механизм речи. Наблюдаются стертые парезы артикуляционных мышц с нарастанием патологических безусловных рефлексов, повышение мышечного тонуса, появление моторных расстройств речи по типу диспраксии.

В работе Е.Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» приводятся статистические даннные о сочетанности стертой дизартрии с другими расстройствами речи. Так в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию [2].

При рассмотрении многими авторами симптоматики дизартрических расстройств речи отмечается «смытость», «стертость» артикуляции (Г.Г. Гутцман, О.В. Правдина, Л.В. Мелехова, О.А. Токарева, И.И. Данченко, Р.И. Мартынова) [34].

Минимальные дизартрические расстройства характеризуются следующими симптомами не резко выраженной формы: моторная неловкость, несоответствие темпа, ритма движений на уроках музыки и физической культуры, ограничение объема активных, динамичных движений, утомление мышц лицевой части и мышц артикуляционного аппарата при нагрузках. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. Артикуляционный аппарат детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется наличием следующих особенностей: паретичностьмышц органов артикуляции. Лицо ребенка гипомимично, мышцы лица вялые. Многие дети не удерживают позу закрытого рта, вследствие вялости жевательных мышц лицевой мускулатуры. Дети затрудняются в выполнении движений по подражанию с сопровождением словесной инструкции. Может наблюдаться и спастичностьмышц органов артикуляции, которая проявляется в амимичности лица, мышцы лица твердые, напряженные. Губы у ребенка постоянно находятся в полуулыбке. У таких детей отмечаются трудности в выполнении определенных артикуляционных поз из-за ригидности лицевой мускулатуры. Гиперкинезыпри стертой дизартрии проявляются в виде экстрапирамидных расстройств, связанных с временной задержкой афферентной импульсации по типу: дрожания, тремора, языка и голосовых связок. Афферентная импульсация является ориентиром речевой мускулатуры, контролирующая проприоцептивные сигналы вовлеченных в работу мышц, а связи, формирующиеся в коре головного мозга облегчают процесс моторного программирования [3]. Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.При речевых нагрузках может отмечаться девиация, т.е. отклонение языка от средней линии.В процессе речевого высказывания может появляться обильное слюнотечение (гиперсаливация). Праксис органов речевого аппарата сопровождается нечеткостью артикуляции, слабостью напряжения мышц, аритмичностью, снижением амплитуды движений. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при сложной дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при минимальных дизартрических расстройствах имеет нарушения в просодике речевого акта. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Может наблюдаться назальный оттенок в речи. У некоторых детей ослаблен речевой выдох, и они говорят на вдохе. Речь приобретает захлебывающий характер.

Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих [7].

Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Неярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как неосложненную степень проявления дизартрии.Отклонения в развитии лексики и грамматического строя носят характер вторичных нарушений.

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного, динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская описывают встречавшиеся при всестороннем обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценной артикуляции, что приводит к неточности произношения [8].

Среди причин, вызывающих минимальные дизартрические расстройства, выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность функционирования отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения структурных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, долговременный поиск речевого уклада органов артикуляции, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия. Утрата способности исполнять простые позы, в которые принимают участие органы артикуляционного аппарата. Возникает вследствие поражения нижних отделов постцентральной извилины гемисферы.

4. Минимальная мозговая дисфункция представляет синдром расстройств неврологического характера, проявляющийся в виде двигательных, речевых, эмоциональных расстройств (рассеянность, гиперактивность, диспраксия, синдром дефицитарности внимания и др.).

Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов.

Лёгкие степени дизартрии (МДР - минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50-80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследованиявыявляется стертая дизартрия (10%) [4].

Таким образом, минимальные дизартрические расстройства являются сложным видом речевого дизонтогенеза. Главным этиологическим звеном в структуре дефекта речи при стертой дизартрии являются поражения структур головного мозга микроорганического характера, приводящие к расстройству функций со стороны речедвигательных нервов. Основой симптоматики минимальных дизартрических расстройств является стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи и личности ребенка в целом, а также нарушение просодического компонента речевого акта. Лабильность вегетативной нервной системы, наличие патологических рефлексов, недостатки в моторной сфере, минимальное снижение познавательной активности влияют на уровень дальнейшего процесса обучения дошкольника в образовательном учреждении и указывают на необходимость своевременной коррекции и устранения расстройств речи дизартрического характера на ранних этапах диагностики.

Список литературы

  1. АрхиповаЕ.Ф.Коррекционно-логопедическаяработапопреодолениюстертойдизартрииудетей/Е.Ф.Архипова.—М.:ACT:Астрель,2008.—254 с.

  2. Бадалян Л.О.Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. —М.: «Академия», 2003.—368с.

  3. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детейдошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушенияречиудошкольников.—М.:Просвещение,1972.—С.32-81.

  4. БельтюковВ.И. Пути исследования механизма развития речи. //Дефектология. — 1984. — №3. —C. 24-32.

  5. ВинарскаяЕ.Н.Дизартрия.—М.:ACT:Астрель,Хранитель,—2006.—141c.

  6. ВинарскаяЕ.Н.Современноесостояниепроблемыдизартрии//Хрестоматияпологопедии.М.,Изд-во:ВЛАДОС,— 1997.— С.268-285.

  7. КарелинаИ.Б.Дифференциальнаядиагностикастёртыхформдизартрийисложныедислалии//Дефектология.—1996.—№5.—C.10-14.

  8. КорневА.Н.Артикуляционныеивербальныедиспраксииудетей//Новости оторинолярингологииилогопатологии.—СПб.1999.С.57- 63.

  9. ЛопатинаЛ.В.Логопедическаяработасдетьмидошкольноговозрастасминимальнымидизартрическимирасстройствами:Учебноепособие/ЛопатинаЛ.В., ЛогиноваЕ.А.— СПб. Изд-во«Союз». —2005.—192с.

  10. ТокареваО.А.Дизартрии//Расстройстваречиудетейиподростков/.ЛяпидевскийС.С.–М.,1969.–С.144-155.

Просмотров работы: 8186