СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ "НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ "НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Гаврилов Р.А. 1, Ермаков М.В. 1, Чопорова Е.И. 1
1Воронежский институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном глобальном мире непрерывное образование является, бесспорно, основой деятельности человека, и означает процесс овладения знаниевой и компетентностными составляющими на протяжении всей жизни.

Подобное обучение может осуществляться как на основе формальных или академических методов, (собственно образование, учебные курсы, тренинги, повышение квалификации), так и посредством извлечения нового опыта из самой жизни.

Как известно, термин «непрерывное образование» заимствован из англоязычной традиции (“lifelonglearning”) и переводится как образование в течение всей жизни, что говорит о его естественной и общественной направленности и означает самообучение и обучение индивидуума с самого рождения.

Впервые понятие “lifelong learning” официально упоминается в 1996 году в Японии в документе “PromotionofLifelongLearningLawandaNationalLearningCouncil”, название которого приблизительно можно передать как «Учреждение Государственного образовательного Совета и Закона о непрерывном образовании» [1]. В этом же году Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) заложила основу исследовательской программы, основная цель которой состояла в непрерывном образовании как «реальности для всех», в то время как Международная Комиссия по образованию ЮНЕСКО определила данное направление основополагающей концепцией в образовании XXI века.

Рассматривая непрерывное образование в диахроническом аспекте, необходимо отметить, что в России его истоки часто связывают с реформами Петра I, а позднее, с Советским государством, где последовательность и цели постоянного образования прослеживались достаточно четко. Одним из недавних документов, определяющих направление непрерывного образования в Российской Федерации, является официальное сообщение (communiqué), принятое на Саммите Большой Восьмерки в июне 2006 года в Москве, в котором непрерывное образование трактуется как всеобъемлющая структура обучения с раннего детства, где существенное внимание необходимо уделять профессиональному образованию с целью установления естественной связи между академическим обучением, практикой на предприятии и рынком труда [2].

Многие ученые заявляют о зарождении непрерывного самообразования на протяжении всей жизни еще в Древней Греции – идее «пайдейи» («paideia”), то есть развитии ряда человеческих склонностей и возможностей, мотивирующих индивида к непрерывному познанию. Несмотря на то, что данная возможность у эллинов была прерогативой элиты, сама идея самомотивированности, заинтересованности в саморазвитии, является основополагающим аспектом современной концепции непрерывного образования.

Однако не всегда обучение и самообучение на протяжении всей жизни рассматривалось как потребность в духовном саморазвитии. Сторонники биологического подхода всегда рассматривали обучение, как данность и естественный процесс жизнедеятельности человека. Так, среди понятий, родственных непрерывному образованию можно назвать инкультурацию (enculturation) и культурную интеграцию (cultural integration) Мерлина Дональда, развитие познания (cognitive fluidity) Стивена Митена, и естественное происхождение человеческого познания Майкла Томаселло, объявившего способность к познанию основополагающим моментом перехода от примата к человеку.

Современные исследования позволяют с уверенностью утверждать, что в настоящее время непрерывное образование переходит на новый уровень, совмещая аспекты развития и обучения человека.

Целенаправленное осуществление данной концепции для решения экономических проблем и развития личности человека предпринято на европейском уровне в рамках новейшей парадигмы непрерывного образования Европейской комиссии по образованию и профессиональной подготовке. Признавая необходимость высококачественного дошкольного, начального, среднего и высшего образования, европейские аналитики выдвигают способность к непрерывному образованию одним из основных критериев для успешного продвижения по карьерной лестнице, финансового успеха, а также для полноценного участия в жизни общества.

Среди основных задач стран-участников данного проекта необходимо перечислить такие как повышение эффективности образования и профессионального обучения, поощрение справедливости, социального единства и активности гражданской полиции, усиление творческой компоненты и новаторства, в том числе предпринимательства, на всех уровнях образования и профессионального обучения. Сопутствующими составляющими являются многоязычность (multilingualism) и овладение информационно-коммуникационными технологиями [3].

Таким образом, изменение в определении границ понятия “lifelong learning”, переориентирование «непрерывного образования» на удовлетворение рыночных требований, а также проблематичность приятия данной концепции преподавателями высшей школы свидетельствуют об актуальности непрерывного образования как основополагающей европейской концепции.

Литература

1. Bosco J. Lifelong Learning: What? Why? How? – 2007. http://homepages.wmich.edu.

2. Борисова Г.В., Аветова Т.Ю. Образование в течение всей жизни: оценка и признание квалификаций (Финско-российский проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций 2011-2014». – Санкт-Петербург, 2012. – 88 с.

3. Strategic framework for education and training. http://ec.europa.eu

Просмотров работы: 1197