СТРИТ-АРТ: ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРИТ-АРТ: ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.В данной статье представлена попытка рассмотреть современное направление уличного искусства. Появление в профессиональной терминологии дизайнеров такого художественного направления, как «стрит-арт», требует осмысления.

Ключевые слова: Стрит-арт, визуальное восприятие, визуальная культура, уличное искусство.

Актуальность: тема стрит-арта стала актуальной для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды города с самого начала своего существования (1960 – 1970-е годы). Актуальна она и по сей день. Но самое большое распространение пришлось на начало 2000-х. появилась определенная свобода по многим направлениям жизни, в том числе и стрит-арт завоевал свою нишу в городской среде.

Особенность этого вида «городского декора» в том, что человеку не нужно идти в галерею или на выставку. Стрит-арт украшает внешний вид старых городских стен, строительных заборов, заброшенных строений и даже целых заводских корпусов. Другое дело, какую идею, смысл и энергетику несут эти художественные композиции. Практика показывает, что подчас стены являются не «подиумом» для интересных цветовых и композиционных решений, а просто тренировкой (можно сказать и больше: нервным выплеском эмоций) для дилетантов и просто любителей порисовать.

Каждый человек способен оценить творения художников, и такой вид искусства не оставляет равнодушным никого. Стрит-арт вызывает бурные эмоции как у людей с техническим образованием, так и у людей с художественным образованием – ценителей искусства.

Что такое стрит-арт? Это ярко выраженный урбанистический стиль. Стрит-арт переводится с английского языка как «уличное искусство». Самой распространенным видом стрит-арта является «граффити», или, как его еще называют, «спрей-арт».

Сегодня уже стало очевидно, что уличное искусство «стрит-арт», кроме «граффити», за эти годы освоило и другие формы «украшения» городской среды, сформировало свой набор способов и техник украшения улиц и площадей, скверов и парков. Например, цветовое разнообразие вносят постеры, различные скульптурные инсталляции, расклейка стикеров и плакатов, грандиозные настенные росписи (мурали), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани, проецирование видео на строение или пустыри, городская герилья, флеш-мобы, инсталляции под открытым небом.

Как правило, в каждой своей работе серьезный уличный художник оставляет свой «уникальный знак» или логотип, дабы быть узнаваемым. Главная цель стрит-арта не присвоить территорию, а донести смысл до человека, показать сюжетную линию. В изображениях важна каждая деталь, линия, пятно, цвет.

Обзор учебной и специальной литературы

Тезис 1. Подготовка дизайнеров предполагает не только обучение компьютерной грамоте и формальной и неформальной композиции, но и внедрение основ научного дизайна. Дизайнер ­ – это эксперт, консультант, инициатор новых маршрутов в области визуальной культуры города или села. Стрит-арт – это важный квалификационный блок в обучении дизайнеров, поскольку сегодня многие выпускники кафедр дизайна занимаются именно этим видом выполнения заказов для профессионального заработка, реализуя свои авторские эскизы и дизайн-проекты. Появляются и дипломные проекты как техническое задание от реального заказчика [3; 4; 5; 6].

Тезис 2. Выносить свои творения на обозрение миллионам большой риск. Это понесет за собой либо признание, либо провал. Как известно, в первое время мало кто понимал, какую идею несет в себе уличное искусство, что это? Протест или способ самовыражения художника?

Мы обратились к работе Дмитрия Голынко-Вольфсона «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды» [1]. Автор пишет: «Стрит-арт сознательно балансирует на грани между искусством и вандализмом, между свободным самовыражением и разнузданным хулиганством, между разрешенным и уголовно преследуемым, между эстетическим и правовым полем. Для уличного художника (в куртке–балахоне с надвинутым на глаза капюшоном и с аэрозольным баллончиком) возможны две перспективы: попадание его работ в галерейную коллекцию или на страницы альбома с роскошным полиграфическим оформлением или же арест, крупный денежный штраф и даже многомесячный тюремный срок.

Такое бунтарство нередко используется в целях личного карьерного продвижения. Некоторые уличные художники обращаются к стрит-арту ради рекламной раскрутки, ради того, чтобы познакомить потенциальных спонсоров с особенностями своей манеры и тем самым привлечь их для реализации будущих коммерчески прибыльных проектов уже вне уличного пространства. Стрит-арт внутренне противоречив и полемичен. Всегда ли он относится к территории искусства, пусть и распространенной на неблагополучные участки городского ландшафта? Может, зачастую он является просто способом волеизъявления экстремальных молодежных субкультур, подчас ультраправого или профашистского толка?»

.

Существует немало примеров стрит-арта в качестве рекламы. Также известны случаи, когда стрит-арт переступает границу искусства и переходит в яркий пример вандализма. Тем не менее, не следует однозначно утверждать, что этому направлению не место в нашем мире. Существует много оригинальных работ, которые благожелательно воспринимаются жителями города или села.

Тезис 3. На современном этапе развития уличное искусство выросло из своего первого начала – просто «граффити» [2]. С течением времени все меняется. И уличное искусство не исключение. Людей все больше привлекает разнообразие и новые идеи.

Журналист и блоггер из Нью-Йорка Каролина А. Миранда написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве «ARTnews». Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме. Каролина А. Миранда пишет: «Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры, или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире. Но тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объёмным работам. Уличное искусство больше, чем «детище граффити»: оно содержит культурно- историческую ценность».

Месседж (или послание) в художественной версии граффити никогда не написано прямым текстом. За всеми работами стоит скрытый смысл. Возможно, не все его могут прочитать, но стрит-арт начинает обращать на себя внимание коммуникативным потенциалом.

Каждый, кто видел разрисованные художником объекты, не мог не заметить, что выполнены они достаточно просто. И так как днем выполнять эти работы опасно, ибо многие сочтут это за вандализм, то большинство даже самых известных современных представителей стрит-арта творят в ночное время, когда никто им не мешает.

Сами же художники убеждены, что уличным искусством может заниматься каждый. Нередко встречаются профессионалы этого направления без специального художественного образования. Практика показывает, что многие удачные композиции стрит-арта выполнили самодеятельные художники.

Можно с уверенностью сказать, что «Стрит-арт» уже имеет собственную историю развития, различные формы и способы выполнения. Необходимо преподавать дизайнерам, как самостоятельную дисциплину, хотя бы для того, чтобы уточнить цели, смыслы и мифы о ночных художниках. Стрит-арт сегодня необходимо изучать, как оригинальный творческий и коммуницирующий в городской среде фрактал в мире искусства.

Вывод. Неважно, где и каким образом размещены те или иные объекты стрит-арта. Их задача - донести некий посыл до зрителя, чтобы ему захотелось рассказать об увиденном «художественном послании» каждому. Данное направление искусства развивается на сегодняшний день и приветствуется с большим энтузиазмом.

Идейно-ценностный потенциал художественного произведения может быть оценен как посыл для зрителя. Существует мнение, что в большинстве объектов стрит-арта основная идея – противостояние закону. Такой тренд действительно наблюдался в первой волне «граффити». Потом художественный компонент стал все больше увлекать как исполнителей, так и массового зрителя, к галереям уличного искусства пришли грамотные дизайнеры, понимающие роль контура и цветовых сочетаний, значение конфигураций и пластики букв, единство стиля графической композиции, семантики знака, логотипа. Сегодня многие работы уже украшают наши улицы и старые здания. И нам это нравится.

Литература

  1. Голынко-Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды// Художественный электронный журнал. Интернет-ресурс: http://permm.ru/menu/xzh/arxiv/81/9.html.

  2. Крамар М. «Уличное искусство выросло. Оно больше, чем граффити». Интернет-ресурс: http://theoryandpractice.ru/posts/.

  3. Ткалич. С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности» Осенний семинар 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М. А. Шолохова.

  4. Ткалич С.К. Роль цвета в формировании визуальной культуры современного мегаполиса. Статья. //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. С.140-144. ISBN 978-5-94857-037-2.

  5. Фазылзянова Г.И. Художественный текст как объект понимания // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 314-318.

  6. Фазылзянова Г.И. Смысл как продукт коммуникативной ситуации понимания. Статья. // Вестник МГУКИ.– 2009. – № 2, 2009. – С. 8-13.

6

Просмотров работы: 4716