ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУЖЕВНЫХ КОДОВ В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУЖЕВНЫХ КОДОВ В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен авторский метод использования кружевных кодов в книжной иллюстрации на примере наследия Вологодской области. Был использован комбинаторный подход для создания художественно - изобразительной техники оформления сказки. Научная статья является исследовательским базисом курсового проекта 2014 года (осенний семестр). Эффект вологодского кружева используется в качестве технического приема как "феномен изобразительно - графической привлекательности печатного продукта.

Ключевые слова. Графический потенциал кружева, книжная иллюстрация, техника оформления сказки, исследовательский базис.

Актуальность. В современном обществе можно наблюдать высокий уровень интереса к иллюстрациям, выполненным вручную, с множеством тонких выверенных деталей, взаимосвязанных элементов. Такие работы развивают совершенно новую, «необычную» для декоративно-прикладного искусства идею - отсылку к кодам уже существующих канонов декоративной техники.

Также в мировом сообществе дизайнеров интересные результаты достигаются путем сочетания вариантов, выполненных вручную, с последующей обработкой на компьютере. Особой популярностью в среде современных иллюстраторов, востребованных в своей профессии, пользуется метод переработки культурных знаний предыдущих эпох - стилизация. Следуя классическим (иконопись, восточная миниатюра, лубок, японская гравюра) или современным (манга, комикс) канонам, дизайнеры создают изображения с определенной атмосферой, национальным колоритом или духом эпохи. Использование символов и образов, свойственных отдельной культуре и народным художественным промыслам, способствует их дальнейшему развитию и увеличению возможностей визуального языка.

Этот вывод мы делаем на основе проведенного эмпирического анализа работ известных дизайнеров, печатных источников, посвященных исследованию книжной иллюстрации и ее составляющих.

Авторский метод использования кружевных кодов в печатной продукции, в частности, в книжной графике. За основу был взят эффект вологодского кружева, передающий сказочную атмосферу русского Севера. Он был переработан для формирования нового понятия об эстетике традиционных промыслов в современном обществе. Работа над проектом была осуществлена с помощью семиотических и художественных средств дизайна.

Подготовку учебного проекта можно разделить на следующие этапы:

  • Этап 1 - поиск. Заключался в выборе художественного произведения, его изучение. За основу была взята "Сказка про царя и про Михаилу Трунщикова".

  • Этап 2 - изучение образцов вологодского кружева, создание эскизов на основе растительных мотивов и солярных знаков.

  • Этап 3 - отрисовка итогового варианта тушью на белой бумаге, затем перевод в векторную форму.

  • Этап 4 - презентация учебного проекта, содержащая серию планшетов с описанием проведенной работы и ее пояснениями.

Таким образом, изучение кружевного промысла и переработка его основных приемов плетения (симметрия, непрерывная линия) в двухмерную форму книжной иллюстрации дает толчок для привлечения внимания к этой старинной технологии, сохранившейся лишь в отдельных локальных районах России. Созданная иллюстрация разъясняет динамичный сюжет вологодской сказки, вызывает эмоциональный отклик.

Вывод. Идейно - ценностный аспект проекта заключается в том, что впервые символы и образы, представленные в вологодском кружеве, переносятся в иллюстрацию сюжета сказки. Эффект вологодского кружева может быть использован не только для печатной, но и для сувенирной продукции, а также для оформления интерьеров. Созданная графика передает атмосферу русских сказок, способствует дальнейшему развитию культурных традиций в дизайне, оставаясь при этом свежей и актуальной, и в то же время дает множество интерпретаций для дальнейших художественных решений. С помощью интеграции книжной иллюстрации и проведенного научного анализа проект лучшим образом демонстрирует возможности глубокого исследования наследия Вологодского края, сохраненного в полотне кружев.

Литература

  1. Романова Л.Н. Курс лекций и практикум по дисциплине «декоративно-прикладное искусство».2013 -2014 уч.год. Кафедра дизайна ИИиКТ.

  2. Сборник: Песни, сказки, пословицы и поговорки, собранные Н. А. Иваницким в Вологодской губернии. Вологодское книжное издательство. 1960.

  3. Сорокина М. А. Художественное развитие вологодского кружева в 20 веке. Диссертация. 2004.

  4. Ткалич С.К. Культурное наследие как источник воображения дизайнеров.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 41-43.

  5. Ткалич С.К. Специфика подготовки курсового проекта «Природно-культурное региональное наследие России» //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. – С.42-45.

  6. Франк Яна. Тайные знания коммерческих иллюстраторов. Книга. Издательство имени Артемия Лебедева. 2011.

  7. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбом. Издательство "Советская Россия". 1990.

  8. Самара Тимоти. Структура дизайна. Стильное руководство. Издательство РИП - Холдинг. 2008.

4

Просмотров работы: 756