ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА ИГРУШЕК НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА ИГРУШЕК НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:В этой статье мы поднимаем проблему дизайна детской продукции - игрушек. Мы делаем попытку указать дизайнерам на ошибки в разработке внешнего вида игрушек.

Игрушки формируют сознание ребенка, развивают его умственные и физические способности. Мы убеждены, что необходимо проводить просветительскую работу среди родителей и среди производителей игрушек для детей. Как видим, нужно готовить таких специалистов с дизайнерским образованием, они нужны нашему обществу. А также учить дизайнеров создавать развивающие и эстетические товары для детей.

Ключевые слова: дизайн игрушек, развитие ребенка, детская психика, качественная продукция, альтернативные варианты.

Анализ научной литературы.

Здесь представлен отрывок из статьи «Научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек» научного руководителя факультета психологии Смирновой Елены: «Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) иобразцов отношений между людьми. Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства.»

Советский психолог Выготский Л. С утверждает: «С точки зрения развития, игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте. Определение игры по признаку удовольствия, конечно, не может считаться правильным. Однако отказываться от подхода к проблеме игры с точки зрения того, как в ней осуществляются потребности ребенка, побуждения его к деятельности, аффективные его стремления — это значило бы страшно интеллектуализировать игру.»

Российский профессор В. Всеволодский-Гернгросс пишет: "...Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм жизни современного ребенка. И здесь мы не можем согласиться с мыслью В. Всеволодского-Гернгросса о том, что «в высших культурах, в которых педагогика как таковая оформилась в особый вид общественной практики, человек - будь то взрослый или ребенок - получает нужные ему для его дальнейшего развития навыки при помощи школьной учебы гораздо рациональнее, в кратчайший срок и в высшей степени. Педагогическое, дидактическое значение игры падает» (1933, с. XVIII)...."

Мы провели научный и эмпирический анализ и можем сказать, что, если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще кто-то следит, то внешний вид игрушек остается без контроля. На рынке стало появляться огромное количество дефективных, пугающих игрушек, которые способны негативно повлиять на характер и психику ребенка. Министерство образования России направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой настольных, компьютерных и других игр, которые способны провоцировать агрессию, страх у детей. Однако ни в России, ни за рубежом пока еще не разработаны методы проведения подобных экспертиз. Не существует и критериев для их проведения.

В основном контроль над детскими игрушками осуществляется лишь по параметрам физической и химической безопасности для ребенка. Проводится проверка состава материала, из которого изготовлена игрушка, ее окраски, формы отдельных элементов и способа их крепления. Но за психической безопасностью игрушек пока еще никто не следит. Качественные, позитивные и развивающие игрушки должны быть доступны и иметь большое разнообразие. Зачастую некачественные и пугающие игрушки являются таковыми из-за неправильного изготовления, пошива. Вследствие этого, бракованные игрушки более доступны по цене. Но и действительно хорошие игрушки не должны стоить дорого.

Всю ответственность за внешний вид продукции берут на себя именно дизайнеры.Внешний вид игрушек зависит от фантазии производителя. Как правило, дизайн игрушек разрабатывают не психологи и педагоги, а художники и инженеры предприятия. На сегодняшний день в Москве существует всего лишь одна организация, занимающаяся психолого-педагогическим анализом детских товаров. Эксперты Центра игры и игрушки оценивают эстетичность, санитарно-гигиенические свойства товаров для малышей и их соответствие потребностям ребенка.

Дизайнер должен хорошо осознавать, что же он изготавливает не с точки зрения материала (что, безусловно,тоже играет важную роль), а с точки зрения игрушки как символа, как предмета, дающего информацию об окружающем мире. И ни в коем случае информация не должна быть искажена. Изготавливая непонятную, неоднозначную и тем более пугающую игрушку, ребенок получает искаженную информацию и может быть травмирован психически. А что касается бесполезных игрушек, такие товары не дают ребенку ни физического, ни умственного развития, что неблагоприятно сказывается на формировании малыша. Данная в этой статье проблема нередко встречается в научной литературе, в которой подробно описывается развитие детей посредством игр и игрушек.

Решение проблемы с выбором игрушки для ребенкаможно решить, создав такое мероприятие (магазин), которое могло бы предоставить свободу ребенку в выборе уникальной игрушки. Сделать проект, в котором ребенок бы сам выбирал игрушку:какое животное, размер, форма, цвет и др особенности. А также ребенок мог бы выбрать говорящую игрушку, добавив к ней голос и фразу по своему желанию. Помимо этого, был бы выбор одежды и аксессуаров, и ребенок мог бы «создать» игрушку, похожую на себя или на своего друга,маму,папу... Что может быть лучше игрушки собственного сочинения? Это бы развило воображение у ребенка. Такая игрушка придется по душе любому взрослому.

Вывод.Исходя из данной статьи, можно сказать, что дизайн оказывает большое влияние на ребенка, его деятельность, а так же на развитие и формирование его как личности.

Литература

  1. Всеволодский-Гернгросс "Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства" http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM.

  2. Выготский Л.С. "Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры" http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM

  3. Смирнова Е.О. "Психологическая экспертиза игрушки" http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Smirnova_Salmina_Tikhanova.shtml

  4. Ткалич. С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности» Осенний семинар 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М. А. Шолохова.

  5. Фазылзянова Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно - методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2005.

5

Просмотров работы: 1498