ИДЕЯ ЛАНДШАФТНЫХ «КРУИЗОВ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБЪЕКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИДЕЯ ЛАНДШАФТНЫХ «КРУИЗОВ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБЪЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.В статье рассматривается метафорическое применение культурного наследия территории при создании туристского объекта. Обычно в объектив дизайнера среды попадают: достижения орнаментальной культуры, цветовой канон, архитектурные формы. Однако графики формируют свой комплекс, где доминирует изобразительный знак, шрифт. В этой связи появилась идея проектирования «ландшафтных круизов» там, где необходимо создать доступную и комфортную среду для людей с ОВЗ.

Ключевые слова.Идеяландшафтного круиза, культурное наследие, туристский комплекс, объекты природного наследия, имитационный дизайн, комфортная среда для людей с ОВЗ.

На современном этапе развития внутренней индустрии туризма в России увеличилось количество туристических маршрутов, объектов, архитектурный облик и визуальное оформление которых стали предметом дискуссий и поисков. В связи с этим возросла роль проектирования объектов на основе культурных особенностей территории.

Задача сохранения и развития культурного наследия в условиях глобализации и биполярного мироустройства стала одним из направлений отстаивания как национальной самобытности народов и общества, так и государственного суверенитета.

В нашем проекте предлагаетсяпроектное решение туристического комплекса для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр и сравнительный анализ туристических объектов на территории Российской Федерации выявил, в каком направлении нужно двигаться в целях улучшения текущей ситуации. Во многих регионах страны туристические комплексы (базы отдыха, турбазы, пансионаты) построены по стандарту, который не предусматривал использование культурного наследия коренного населения как отличительный знак территории.

Мы предлагаем проектное решение, которое поможет улучшить данную ситуацию.

Инновация. Впервые рассматривается специфика графического дизайна в процессе выполнения проектного предложения по созданию туристического комплекса на примере Кабарди́но-Балка́рской Респу́блики.

Одним из художественных подходов к решению задачи является метафора, как наиболее универсальная категория языка, которая признается многими учеными важным инструментарием для озвучивания результатов воображения и проектного мышления, что по сей день остается вершиной деятельности в дизайне.

Описание проекта. Идея заключается в том, что бы разработать туристический комплекс, где могли бы отдыхать, как обычные туристы, так и люди с ограниченными возможностями, в том числе и паралимпийцы, специально для которых будут созданы все необходимые условия для тренировок и отдыха. Сам комплекс расположен у подножия горы Эльбрус в поселке Терскол, на территории Кабардино-Балкарской республики.

Проектное решение опирается на культурное наследие данной территории. Метафорический способ переноса явлений окружающей среды на объекты дизайна позволяет значительно расширить визуальную привлекательность туристического комплекса. Например, проектируя прогулочные дорожки для людей с ОВЗ, следует предусмотреть различные формы отдыха.

Прогулочные дорожки должны быть максимально комфортными, широкими, с различными объектами санитарного сервиса. Вплоть до душевых кабин в летний жаркий период. Несомненный интерес вызовут ландшафтные «круизы». Так мы называем специальные маршруты по карте территории. Известно, что люди с ОВЗ не могут позволить дальние поездки или турпоходы. «Ландшафтный круиз» на большой территории - до 10 км - должен с помощью имитационного дизайна воссоздать природное наследие (фауну, флору, фракталы: водопады, валуны) и памятники древней архитектуры - сторожевые башни, жилые постройки, которые всегда вызывают невольный трепет перед ушедшими веками и уважение к мастерам-строителям.

Создавая такой комплекс, мы решаем ещё одну важную задачу — создание своеобразных условий благоприятной обстановки для знакомства людей с природным богатством и культурой данного региона.

Специфика графического дизайна представлена в проекте блоками, которые отражены на 6-ти планшетах.

1 – планшет «клаузура» - обоснование идеи проекта и истоков культурного наследия, конкретизация этнохудожественных артефактов, которые выбраны для разработки единого стиля туристического комплекса.

2 – планшет «Знаковая символика туристического комплекса» и точки на объектах, где будут расположены логотип, цветовой блок, шрифтовой блок.

3 – планшет «Схема комплекса» подробно демонстрирующий территорию туристического комплекса.

4 – планшет «Графическая система навигации» на территории туристического комплекса с использованием разработанной знаковой символики.

5 – рекламный плакат туристического комплекса с использованием разработанной знаковой символики.

6 – сувенирные изделия со знаковой символикой туристического комплекса.

Художественные - технические особенности. Весь графический комплекс был спроектирован на основе культурно-языковых кодов наследия Кабардино-Балкарской Республики: орнаментальная культура, цветовой канон, архитектурные формы. Рассмотрим этапы проектной деятельности.

  • Первый этап. Поиск культурно-языковых кодов наследия с помощью ручной фотофиксации артефактов.

  • Второй этап. Поиск метафорической образности объекта путём эскизирования.

  • Третий этап. Оцифровка полученных эскизов и уточнение форм с помощью графических программ.

  • Четвёртый этап. Интегрирование необходимых функций для людей с физическими ограничениями и без них.

Туристский комплекс разрабатывался для людей с ОВЗ, что повлекло за собой создание доступной среды и универсальной графической системы навигации для обеспечения хорошей ориентации в пространстве.

Вывод. Игнорирование культурного наследия в проектировании объектов социально-культурной сферы приводит к безликости и дискомфорту. Однотипные сооружения пансионатов похожи на резервации, если не предусмотрены различные маршруты с условиями для временного отдыха людей с ОВЗ.

Литература

  1. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: Теория и практика. – М., 2002. 253 с.

  2. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Монография. Нальчик, 1982. 176 с.

  3. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа. Диссертационная работа. Россия, Ставрополь. 2008. – 184 с.

  4. Победин В.А. Знаки в графическом дизайне. Учебное пособие. Харьков, 2001. – 96 с.

  5. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Кафедра дизайна, факультет «Дизайн и визуальные искусства», МГГУ им. М.А.Шолохова. Осенний семестр 2014.

  6. Ткалич С.К. Коммуникативный дизайн. Учебное пособие для студентов. М.: МГУКИ. 2007. – 112 с.

  7. Крэйг М. Бергер. Путеводные знаки (альбомный формат учебного пособия для дизайнеров-графиков). Россия, Москва. 2005. – 176 с.

Просмотров работы: 901