ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УЗОРОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО–НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УЗОРОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО–НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассматривается применение культурного наследия исследуемой территории. Автор предлагает название интегративой формулы: «Комбинированный техно—модуль этнодизайна» и раскрывает ее художественные и технологические особенности применительно к индустрии традиционных мотивов, культуры конкретного региона РФ.

Ключевые слова. Метафорическое применение, этно-дизайн, техно-модуль, орнаментальная культура, традиционный цветовой канон.

В данной статье мы рассмотрим важность использования традиционных национальных мотивов в современном дизайне костюма. Сохранять традиционное искусство нужно не только в музейных экспозициях, но и в самых современных дизайнерских разработках.

Эмпирический анализ моих выступлений, бесед и популяризация орнаментов коренных жителей Ямало–ненецкого округанаталкивались как на активный интерес, так и равнодушие. Следовательно, необходимо находить новые формы просветительской деятельности, направленной на формирование интереса у молодёжи к достижениям национальных мастеров.

В современной моде секреты изготовления национального костюма — актуальная тема. Старые «следы» культурного кода не стираются и остаются в сохранности. Использование орнамента на современном костюме необходимо для самоидентификации многонациональной России. Орнамент не только остается в глубине культурного ядра, помимо этого он обновляется и приобретает много новых функций: воспитательных, эстетических, художественно-графических и композиционных, влияющих на развитие новых направлений в графическом дизайне, дизайне костюма.

И в данном контексте этно-мода, этно-стиль становятся интересны как особые отношения человека и природы, как инструмент выживания в современном урбанизированном стеклянно-бетонном городе. Главным в использовании этно-стиля является то, что он позволяет сохранить яркость и оригинальность в современном мире моды. Этно-стиль является бесконечным источником вдохновения для всех дизайнеров мира.

Элементы этнохудожественного декора, попадая по воле дизайнера на современный костюм, превращают его в произведение искусства моделирования одежды в стилях: кантри, фольклорный, экзотический этно-шик. Кроме одежды для городской среды, еще есть сценический костюм, где использование культурных кодов наследия в синтезе с законами светового и цветового эффекта под перекрёстными лучами софитов становится сегодня особым достижением дизайнера .

Этнические элементы спокойно вписываются в современный образ, в таких вещах сегодня никто не будет смотреться старомодно. Даже наоборот, именно этнохудожественные знаковые элементы пользуются особым внимание у различных молодежных суб-культур.

Связь мастера с окружающей средой, ландшафтом подсказывала ему естественные в природе сочетания цветов, конфигурацию завитков. В рисунке, графике эскиза при художественном конструировании костюма именно эти, впоследствии перенесенные на ткань, элементы придают орнаменту декоративность, реалистичный цветовой характер и яркость.

Таким образом, сохранность орнаментального искусства народа в наше время является очень важным показателем уважения к национальной культуре своего народа.

Эстетический фактор изделий самого разного характера начинает играть все большую роль. Орнаментом украшают многое, в том числе: здания, оружие, сувениры, ювелирные изделия, одежду.

Ретроспекция: из истории дизайна. Все началось с промышленной революции XVIII века. Машинный способ нового производства в результате революции заменил собой старый ремесленный, а к середине XIX века вытеснил его почти полностью. Однако ремесленный способ существовал на протяжение многих веков, не так – то просто было расстаться со старыми традициями и приемами. Люди на протяжении многих столетий украшавшие орнаментом продукты своего труда, хотели, что бы и теперь предметы, созданные машинным способом, выглядели красиво. Как же это нужно было сохранить? Ответ: вернуться к привычному способу: ввести орнамент и декор.

Культура ненцев. Декоративно–прикладное искусство в Ямало-ненецком автономном округе. Наиболее значимой является женская одежда — в основном шубы и сумки. Художественным способом отделки служат орнаменты. Орнамент выполняют с помощью мозаики из меха, так же используются аппликация из ткани, вышивка из бисера.

Как и у каждого народа, орнаменты воспринимаются оберегами для человека, который носит вещи с данным орнаментом. Ненцы орнамент воспринимают как особую знаковую систему, которая даже заменяет порой письменность. У каждого орнамента есть свое название. У ненецкого орнамента основной узор - геометрический, состоит из ромбов, углов, прямоугольников. Ненецкие узоры очень лаконичные, силуэтные, у них очень четкое и ритмичное строение.

Орнаменты Ямало-ненецкого автономного округа основаны на прямом «разговоре» с природой. Очень часто узоры носят имя, связанное с животным. У орнаментов очень говорящие названия, такие как: «оленьи рога», «рыбьи хвосты», «головки», «заичьи ушки», «красивые рога», «лежащие рога».

В наше время мех орнаментов стали подстригать, это делается для четкости самого узора. Но иногда лучше сохранять легкость орнамента, оставлять его слитым с меховым изделием. Но это уже стоит смотреть по ситуации, какой конечный итог нам нужен.

В современной моде этно-стиль очень привлекает внимание. Этот стиль смотрится естественно, он свободный и очень романтичный, впрочем как и сама природа. Этно стиль придает одежде легкость и непосредственность. В этом стиле используются преимущественно натуральные оттенки, напоминающие цвет неба, земли, воды и растительности. Этно в современной моде привлекает все большее внимание на себя в нашем мире. Орнамент с очень большой скоростью возвращается к нам из глубин, и все большим спросом стал пользоваться этно стиль среди людей.

Вывод.Влияние национального костюма на моду бесспорно. Само искусство создания современного костюма в этно-стиле требует определенных навыков и знаний.

Литература

  1. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров) // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов РФ. 2012. – С. 51-54. ISBN 978-5-4343-0215-9.

  2. Морозов Ю. Ямал: грань веков и тысячелетий. – Салехард – СПб: Русская коллекция, 2000. – 656 с.

  3. Норбоева Т.Б. Феноменология традиционного костюма в современной моде, Тамбов, 2011. – 130 – 133 с.

  4. Сафина Л. А. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2006. — 390 с.

  5. Степин В.С. Учебник для системы послевузовского образования. – М.,2008. – 639 с.

  6. Харючи С.Н. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций. Тюмень: Феликс, 2005. – 248с.

  7. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования. – СПб, 2010. – 127 с.

  8. Ткалич С.К. Региональная специфика проектирования и изготовления сценического костюма//Текстильная промышленность. 2008. № 7-8. С. 68-70.

  9. Ткалич С.К. Роль образно-семантического языка в проектировании коллекции сценического костюма на примере интерпретации наследия Крайнего Северо-Востока России //Швейная промышленность. 2008. № 5. С. 17-18. ISSN 01320955.Объём 0,5 п/л.

  10. Ткалич С.К. Культурное наследие народов Крайнего Севера в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера: Монография. М., 2006. 139 с.: илл. ISBN 5-94778-105-0.

  11. Фазылзянова Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов. Всероссийской научно-методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. – С. 28-31.

  12. Фазылзянова Г.И. Художественно-педагогические технологии творческого саморазвития личности в условиях свободного времени // Проблемы и тенденции развития СКД: Сборник научных материалов. – Казань: КГУКИ, 2007. – С. 166-181.

  13. Фазылзянова Г.И. Народное искусство как средство гуманизации образования // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании со-циогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 71-74.

Просмотров работы: 1604