СОВРЕМЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Данная статья раскрывает и поясняет проблемы в оформлении современной печатной продукции в России, её слабые и сильные стороны. Иллюстрация играет огромную роль с древних пор. С течением времени, все более изменяясь, совершенствуясь, в современной печатной продукции в России иллюстрация стала предметом искусства. Внедрение компьютерных технологий создает новые возможности. В то же время сокращается число подготовленных графиков, которые могут работать в традиционной технике. Зоной риска мы называем такой ориентир в подготовке дизайнеров.

Ключевые слова. Дизайн, печатная продукция, полиграфия, книги,художественно-графические иллюстрации.

Актуальность. Данная статья актуальна, так как указывает на проблемы в оформлении печатной продукции в России и способы их успешного решения. Для начала сделаем краткий экскурс и разберемся, что же такое иллюстрация.

«Иллюстрация - это рисунок, гравюра (эстамп), либо другое изображение, поясняющее текст. Она используется для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев или демонстрации объектов, описываемых в книге»[3].В современном мире визуальных искусств роль иллюстраторов возросла, так как, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства (а так же развивается такое ответвление от иллюстрации, как концепт-арт).

Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Сейчас практикуется создание иллюстраций в разнообразных стилях и техниках, отличных от старой академической школы живописи и рисунка. В наше время не обязательно владеть этими навыками, главное как можно оригинальнее и выразительнее преподнести образы, представленные в произведении.

Перейдя непосредственно к главной мысли статьи, охарактеризуем современную ситуацию, вид иллюстраций и оформление печатной продукции в России. А современная ситуация такова, что нас до сих пор «кормят бульварной прессой» и кричащими безвкусными обложками книг, иллюстрациями, фотографиями, баннерами, вывесками магазинов, упаковкой продуктов.

Все это относится не только к печатной продукции, но и к дизайну большинства производимых продуктов и вещей в России.Ведь когда мы видим красивую, стильную и гармоничную упаковку продукта в магазине, то сразу же понимаем, что сделана она в Европе или Америке. Конечно, в последнее время тенденции и мода начали потихоньку проникать и на нашу «сторонушку», но пока маленькими и незаметными шажками, когда большинство продукции все же так и остается на уровне 1990-2000 годов.

Работодатели, не развиваясь в соответствии со временем и современными разработками, нанимают таких же иллюстраторов, которые, возможно, даже не получали художественного образования, но смело работают с фото-манипуляциями, коллажами. Потому делают работу быстрее и дешевле профессионального художника-иллюстратора, который мог бы вместо безвкусной «обмазки» сотворить настоящий шедевр, приятный глазу, как композицией, так и цветом, своей детализацией и отсутствием знакомых «лиц» актеров в образах персонажей.

Для сравнения прилагаю две иллюстрации того, «как не стоит рисовать обложки для книг».

(Художники обеих обложек неизвестны)

На первом изображении можно увидеть образ известного актера Криса Хемсворта в роли Охотника (художник даже не стремился что-то переделывать, оставив кино-образ персонажа). Второе изображение так же показывает нам «обрисовку» фотографий людей, животных и даже окружения, художник не утруждался, не отрисовывал «с нуля», а нашел фотографии в Интернете и придал им «вид» рисунка.

Шрифтовое оформление так же оставляет желать лучшего. Кроме изображения мы в первую очередь обращаем внимание именно на надпись, а так как шрифт сам по себе графический знак, он должен максимально гармонично сочетаться с иллюстрацией.

Приведу теперь примеры работ талантливых иллюстраторов, в чьем мастерстве нет повода усомниться:

Художник Владимир Бондарь, учился в Харьковском художественном училище, затем в институте по специальности художник-живописец.

Следующие две иллюстрации также нарисованы для обложек фэнтези-книг, и они принадлежат художнице Елене Беспаловой (в сети известной как Hellstern), она училась в МГАХУ памяти 1905 года по специальности графический дизайнер.

.

Исходя из данных примеров, можно понять, к какому идеалу нужно идти отечественной иллюстрации (да и оформлению всей печатной продукции в целом).

Анализ научной литературы (научных статей).

Роль полиграфии в современном обществе с развитием социально-экономического пространства нашей страны не утратила своей значимости, а наоборот, приобрела востребованность среди организаций, занимающихся издательской деятельностью и рекламным делом в частности.

Пример из статьи С.Н. Литунова и Е.Б. Обуховой: «Прогнозы аналитиков таковы, что мировой рынок полиграфических услуг, в котором происходят сейчас большие изменения, будет направлен на развитие рекламной полиграфии (например, оформление витрин) наряду с дизайном и печатью упаковок и этикеток. Газетная печать займет более низкую ступень, а рынок книжно-журнальной продукции – самую скромную» [2].

Этот тезис наглядно показывает дальнейшее развитие полиграфической деятельности и становится более актуальным вопрос об изменении и усовершенствовании книжного дела. Уменьшение продаж и производства книг и печатной продукции повлечет к тому, что издания будут более редкими, но «коллекционными», будут доступны только слоям населения с высоким доходом.

Следовательно, качество их оформления должно повыситься от «вторичного продукта», который забрасывают на прилавок, не заботясь о дальнейшей судьбе книги. Оно (качество) должно стремиться к новому, «высшему», уровню книги-драгоценности, книги-раритета, которую будет приятно держать в руках, дизайном которой можно бесконечно восхищаться, правильно подобранному шрифту, качественными иллюстрациями и, конечно же, сделанная из не менее качественных материалов.

Анализ научной статьи А. А. Аникаева «Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе» может раскрыть проблему визуальной информации в печатной рекламе. «За последние годы интерес к графическим средствам невербальной коммуникации (так называемой «визуальной информации») значительно возрос, что отмечается многими исследованиями. Рост интереса к проблеме визуализации обусловлено самими требованиями современной коммуникации, так как иллюстрирование ныне все шире становится элементом тексто-образования» [1].

То есть, шрифтовое оформление в печатной рекламе не менее важно, потому что через него можно передать некоторые аудиальные характеристики, такие как силу голоса, экспрессию, статичность и динамичность.

«Шрифт очень близок по своей природе к графическим искусствам и способен создавать зримые образы, следовательно, здесь можно говорить о художественной функции печатных и письменных знаков языка. Кроме того, на наш взгляд, существует еще одна функция шрифта, которую следует назвать историко-этнической, или историко-культурной. Каждая гарнитура несет на себе печать той эпохи, той страны, где она создавалась, поэтому при выборе шрифта для рекламного сообщения необходимо соблюдать его историческую принадлежность» [1].

То есть, кроме иллюстраций, большую роль в визуализации идеи играет шрифт, который передает не только голос говорящего, но и эпоху, регион происходящего действа. Про это нельзя забывать, в чем очень слабо разбираются неквалифицированные любители, «квали-специалисты» - иллюстраторы, верстальщики, дизайнеры.

Анализ успешного подхода к решению проблемы улучшения оформления печатной продукции. «Изображение занимает особое место среди элементов, составляющих рекламные сообщения. Изображения во многих случаях значительно усиливает воздействие рекламного текста, а в некоторых случаях - полностью или частично заменяет его. Основополагающей является проблема стилизации как идейно-художественной концепции, возникающей на определенной социально-исторической почве. Именно эстетическая концепция определенного времени во многом обуславливает адекватность восприятия рекламного текста и степень внимания аудитории.

Таким образом, реклама может выступать и как воплощение собственного стиля художественного направления, господствующего в данный период, и как реплика, воспроизводящая стиль уже ушедшего, потерявшего в текущий момент актуальность направления или художественного течения. Печатная реклама активно использует культурное наследие известных мастеров типографики» [1].

Дизайнеры в наше время часто приходят к стилизации сообщений, подчеркивая тем самым связь времен. Периодически определенные стили становятся популярными. Так в настоящее время в рекламе вновь проявляется тенденция использований стилей, возникших на рубеже XIX - XX столетий, это модерн и конструктивизм.

Таким образом, изменить нынешнюю ситуацию возможно путем переквалификации всего персонала, участвующего в производстве печатных изданий, от директора и до верстальщика, художника, дизайнера (в особенности!). Нужно показать современные тенденции, стили, модные направления в оформлении продукции, приглашать на работу наиболее талантливые кадры, готовить экспертов и консультантов по подбору дизайнеров и других работников.

Новые компетенции экспертов и консультантов в будущем смогут создать «лицо» современной российской печатной продукции в целом. В дальней перспективе – создать собственный, отличный от влияний зарубежных мэтров и консультантов, современный и оригинальный стиль, который будет повсеместно узнаваться как международный бренд российской иллюстрации.

Литература

  1. Аникаева А. А. Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе». Журнал Известия Тульского государственного университета. № 3, 2013.

Режим доступа: URL http://cyberleninka.ru/

  1. Литунов С.Н, Обухова Е.Б. Анализ подготовки трудовых ресурсов

для полиграфии. Журнал Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 12, 2011.

Режим доступа: URL http://cyberleninka.ru/

  1. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник:

[электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

4. Ткалич С.К. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2014.

Приложение

Авторские иллюстрации к книге Эрин Хантер «Коты-воители: Нерассказанные истории. Повести» издательство ОЛМА Медиа Групп. 2014 год.

10

Просмотров работы: 2932