РОЛЬ ОСВЕЩЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ОСВЕЩЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В этой статье мы рассмотрим проблему выбора освещения в дизайне интерьера. Указываем на то, что свет – важная часть в дизайне интерьера. Правильный выбор света создает атмосферу, подчеркивает пространство, раскрывает его.

Ключевые слова: правильное освещение, пространство, помещение, эстетика, психологический комфорт.

Актуальность: Освещение играет важную роль при оформлении помещения, так как от него зависит впечатление от дизайна интерьера, складывающееся при входе в комнату, а также настроение и самочувствие человека при нахождении в ней. Дизайнерам приходится создавать световые сцены, разграничивать пространство, высвечивать те или иные зоны в помещении. Это достигается использованием разных видов светильников и их размещением в интерьере. При этом правильное размещение источников света подчеркивает стилистическую идею дизайнера. Наличие достаточного количества света в интерьере любого помещения способно не только воздействовать на наше настроение и эмоции, но и придавать пространству, которое нас окружает, различные оттенки. Правильно подобранный свет помогает создать различную атмосферу вокруг нас. Она может быть спокойной, романтической, деловой и праздничной. Свет как бы растворяет окружающие нас предметы. Или, наоборот, они приобретают большую контрастность и яркость.

Для любого помещения необходимы светильники, которые надо правильным образом разместить в помещении. Только в этом случае помещение преобразовывается, зрительно меняются его размеры. Неправильно подобранное освещение может испортить впечатление о помещении, даже если оно хорошо отделано и мебель подобрана правильно.

Значение света для человека. Влияние света на человека давно и хорошо изучено. Солнечные лучи повышают активность коры головного мозга, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, ускоряют обмен веществ. В темноте человек становится пассивным и сонливым, у него замедляются реакции. Недаром зимой немало людей страдают от недостатка энергии, вялости, раздражительности, усталости. В случае серьёзных расстройств иногда применяют светолечение. Но многих проблем легко избежать, если правильно организовать освещение в доме.

Естественный свет придает дому уют, дыхание жизни, меняясь в течение дня: прозрачный утренний свет, яркий свет полдня, легкие мягкие сумерки, темнота вечера. Кроме того, его характер зависит от погоды и сезона: порой свет бывает мягким и рассеянным, а в другое время резким и ясным.

Искусственный свет.Создать хорошо продуманную систему освещения – исключительно эффективный способ, чтобы усилить ощущение пространства. Ночью или даже в течение дня – в зависимости расположения источников естественного света в доме – темные зоны визуально делают комнату меньше и менее приятной. Слишком малое количество источников света, размещенных по периметру комнаты, может породить ту же проблему, хотя дело тут не обязательно в количестве, а, скорее, в том, где они установлены и каковы модели осветительных приборов.

Свет– одно из главных средств архитектурного конструирования. Он должен вовлекать человека в пространство дома, квартиры, ландшафта. А также ориентировать, не только лишь физически (чтобы было видно, куда идти), но еще и эмоционально. Проектирование хорошего освещения – это работа архитектора, дизайнера. Однако существуют некие архитектурно-художественные принципы, которыми может с успехом пользоваться любой человек, задумавшийся об освещении своего жилища. Они достаточно просты и очевидны, но их нужно еще реализовать в своем доме, причем не по отдельности, а все вместе, одновременно.

При освещении каждой комнаты, при выборе каждого светильника необходимо учитывать сразу несколько факторов, среди которых не только художественные, физические и психофизические, но даже социальные.С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, изменяя яркость, можно воздействовать на объем помещения.

Некоторые закономерности при оформлении помещения:

  • Цвета теплых тонов "приближают" предметы , а холодных - "удаляют".

  • Черный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".

  • Темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким.

  • Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения.

  • Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.

Восприятие форм предметов зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. Свет может изменять форму объектов, увеличивать или уменьшать их выразительность. Главное при этом - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, поскольку при рассеянном освещении объемность теряется. Самый лучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом, имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света. Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях. Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Создание правильного освещения в помещении. При освещении каждой комнаты и выборе светильника нужно учитывать назначение помещения и его размеры. Стоит сказать о таком важном факторе, как показатель дискомфорта: это чувство неудобства и напряжённости, вызванное резкими различиями яркости в освещаемом пространстве. Если человек долго находится в таких условиях, у него ослабевают внимание, он не может сосредоточиться, быстро утомляется.

В обычных условиях, чтобы создать максимально комфортный уровень освещённости, можно воспользоваться несколькими правилами:

- для освещения больших комнат следует применять светильники прямого света;

- объёмные предметы лучше не освещать равномерно со всех сторон, а использовать сочетание рассеянного или отражённого и прямого направленного света;

- применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму освещаемых и близлежащих предметов, а также очертания интерьера в целом.

Если поверхность освещена неравномерно, её отдельные участки воспринимаются как расположенные на разных уровнях. Исправить этот недочёт можно, используя подсветку, бра или торшер. Чтобы правильно освещать интерьер, нужно применять разнообразные виды светильников: от больших потолочных люстр, дающих мощный свет, до миниатюрных встроенных приборов, создающих дополнительную функциональную подсветку. Декоративное освещение позволяет придать обстановке неповторимый облик. С помощью специальных ламп и светодиодов можно подсветить произведения искусства, арки, ниши, обозначить границы между зонами в просторной гостиной или студии. В неосвещённых помещениях используют также светящиеся витражи, играющие как декоративную, так и функциональную роль. Популярны соляные лампы, которые дают возможность не только привнести в интерьер новые штрихи, но и улучшить здоровье: образующиеся при нагревании пары минерала, из которого выполнена лампа, благотворно влияют на кожу, органы дыхания и нервную систему. Такие светильники - ночники будут уместны в спальне или комнате отдыха.

Свет может быть резким, и мягким, тёплым, а также холодным, направленным (например, на определённый предмет), рассеянным, отражённым. В жилых помещениях рекомендуется использовать рассеянный и отражённый мягкий свет (он зрительно увеличивает пространство и "приподнимает" низкий потолок). Для создания атмосферы уюта подойдёт тёплый свет, а для чтения - холодный, слегка голубоватый. Эффект тёплого света дают все лампы накаливания, люминесцентные натриевые лампы, а также светодиоды. Холодное освещение обеспечат люминесцентные ртутные лампы. Следует иметь в виду, что в лучах ламп накаливания синие и зелёные цвета блёкнут. Люминесцентные, наоборот, подчёркивают эти тона, но тёплые оттенки при таком освещении смотрятся невыгодно.

Вывод.Свет является равноправным участником любой архитектурной композиции. Хорошее освещение подчеркивает и усиливает достоинства дизайнерского решения, в то время как плохое – разрушает. Бессмысленно вести речь об архитектуре вообще и об архитектуре в частности, вырвав ее из контекста освещение. Именно освещение формирует у человека восприятие зрительных образов. Свет вызывает также общее впечатление от объекта архитектуры – будь то квартира, офис или особняк. Бестелесное освещение способно сделать то же самое, что и сложные телесные конструкции – арки, ниши, ширмы и т.п. А именно: свет разделяет, зонирует, формирует, организует пространство, делает его немонотонным, осмысленным, интересным.

Литература

Использованы лекции и практически занятия с педагогами:

  1. Татенашвили Ната Осикоевна, к.п.н. – «Проектирование в дизайне среды».

  2. Ткалич Светлана Константиновна, д.п.н. – «Основы исследовательской деятельности в дизайне».

 

6

 

Просмотров работы: 23874