Аннотация. В статьерассмотрены особенности подготовки бакалавров с позиции социально-ценностной востребованности выпускников бакалавриата в современной России. Сохранение культурного наследия народов России является непреходящей ценностью, механизмом консолидации через художественно-творческую деятельность. Сегодня нужны программы, синтезирующие коммуникативный потенциал наследия и информационный язык в практических заданиях. В этой связи художественно-графическая доминанта подготовки дизайнеров-бакалавров сценического костюма приобретает особое значение.
Ключевые слова. Художественно-графический потенциал наследия, сценический костюм, дизайн с этнохудожественной доминантой, методика обучения дизайнеров.
В начале XXI века компьютерные программы обучения резко повысили технические возможности копирования и передачи графических сообщений. Как следствие, специфика изучения наследия многонациональной страны в условиях «информационной всеядности» оказалась на пороге консервации многих направлений, создавших в советский период мощную базовую платформу, которой и сегодня пользуются все творческие специалисты, в том числе, конструкторы-модельеры сценических костюмов, дизайнеры-графики, дизайнеры-иллюстраторы анимационных фильмов.
На наш взгляд, необходимо укрепить позиции и роль превентивных обучающих методик, обеспечивающих устойчивость преемственного изучения, сохранения и интерпретации наследия в современных формах жизнедеятельности общества. Это определение мы считаем важным для понимания опасности информационной нивелировки этнохудожественных и графических достижений народов России.
Идея такой постановки не нова в педагогической теории и практике. Новизна нашего подхода заключается в том, что вектором поисковой деятельности студентов мы выдвигаем природное и этнохудожественное, графическое наследие локальных территорий на основе специального интегративно-дидактического модуля. Сегодня достижение новых знаний о разнообразии наследия без специальной подготовки является для бакалавров своеобразным барьером. Причина в том, что художественно-графический потенциал наследия даже в локальных территориях имеет сложную многоуровневую (или полиморфную) структуру.
Педагогическая практика показывает, что поиск этнохудожественного разнообразия наследия в виде локальных маркёров (или кодов), необходимых для создания авторского микростиля, не может быть реализован без знаний этнопедагогики, сохраняющей «азбуку преемственности» и художественные особенности традиционных школ.
Культурологический, экологический, эстетический подходы к анализу наследия формируют новое знание, помогают сформировать представление о культурах разных народов. Но конкретизировать этнохудожественные маркёры (или коды), отличающие особенности творчества, может только специалист, обученный методам поиска и структурирования новых знаний.
Мы полагаем, что необходимо привлекать внимание бакалавров к самостоятельному поиску элементов художественно-графического наследия, которые помогут ему создать свой авторский мини-стиль и технику оформления иллюстрированной детской книги, альбома, каталога.
Как видим, выявляется потребность в методиках, обеспечивающих сбалансированность исследовательского и квалификационного навыков студента-бакалавра. Теоретической поддержкой для нашей педагогической инновации выступают работы ученых, наших современников. «Важным аспектом в подготовке бакалавра является метод дифференциации в художественной педагогике, как один из элементов, определяющих национальные традиции художественной культуры, устои общества, свойственные народностям, населяющим тот или иной регион»1. Этнографический подход к изучению наследия используется даже в подготовке инженеров швейного производства2.
Этно-педагогика в последнее время привлекает внимание учёных, педагогов-практиков художественных вузов тем, что в её структуре сформирован мощный потенциал с воспитательным, национально-культурным и патриотическим эффектом воздействия на личность.
Модуль опирается на принципы: а) творческой соревновательности, б) позиционирования индивидуальных достижений, в) прозрачности достижения достоверной знаково-коммуникативной информации, разработанные для контроля достоверности поисковых результатов. Переформатирование графической фиксации предметов-артефактов в информационный продукт происходит постоянно в среде бакалавров творческого профиля подготовки.
Предлагаемый инновационный модуль имеет свою оригинальную ступенчатую структуру. Поэтапный алгоритм модуля позволяет студенту-бакалавру осмыслить и проработать все ступени самостоятельного исследования: от визуальных и тактильных изучений предметов-артефактов до разработки авторской композиции с художественно-графической интерпретацией этнохудожественных маркёров.
Инновационный обучающий модуль с технологическим комплексом методов, предназначенных для самостоятельного исследования, более результативен для формирования квалификационной компетенции художника-графика, планирующего выполнять иллюстративные работы.
Таблица 1
Показатели формирования компетенции
с масштабно-региональным кругозором
Название показателя |
Базисный компонент показателя |
Принципы, как опора формирования компетенции |
1-ый показатель результативно-исследовательский |
информативная знаковая структура источника (наследия, артефакта) |
1 - Достоверность результатов самостоятельного исследования 2 - Прозрачность достижений достоверной знаково-коммуникативной информации. |
2-ой показатель содержательный |
Инструментально-технологический комплекс |
3 - Позиционирование индивидуальных достижений студента в виде представленной матрицы будущего авторского микростиля |
3-ий показатель компетентностный |
Интеграция научного и практического показателей |
4 - Творческая соревновательность студентов-бакалавров предполагает показатели участия в новых социально-ориентированных формах позиционирования сформированной компетенции: экспертиза объектов социальной сферы, творческие диспуты, лектории в школах, шефство и конкурсы (интернат, детский дом). |
Практика показывает, что при огромном желании выполнить фрагмент культурного наследия с этнохудожественным компонентом студенты-бакалавры копируют похожие конфигурации орнаментов, не углубляясь в поиск первоисточников и традиционных артефактов.
На основе проведенных эмпирических методов анализа и собственной педагогической практики со студентами мы делаем вывод о необходимости использования методов исследовательской деятельности в процессе подготовки учебного проекта. Понятие «авторский микростиль» мы вводим для конкретизации результатов, представленных студентом.
Сконструированная матрица инновационного интегративно-дидактического модуля обеспечивает новый формат подготовки бакалавров с масштабно-региональным кругозором. Ключевыми определены три показателя: они же принципы, как опора формирования компетенции, которые находятся в неразрывной зависимости между собой.
Литература
Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе //Вестник ОГУ (Оренбург), 2011. № 9. –С.143-146.
Коновалова А.В. Инновационный метод художественной интерпретации наследия (на примере подготовки дизайнеров по программе бакалавриата) //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 4. – С. 61-65.
Коновалова А.В. Экспериментальная комбинированная методика: разработка и адаптация алгоритма подготовки дизайнеров-бакалавров. Статья. // V Международная студенческая электронная научная конференция. Интернет-Форум РАЕ-2013. www.scienceforum.ru/2013.
Коновалова А.В. Художественно-графическая специфика подготовки дизайнеров на примере эко-интерпретации артефактов наследия («дизайн костюма»). Статья. //Международный студенческий научный Форум РАЕ. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектной культуры экологического дизайна и информационных технологий». Педагогические науки. 02. 2014. www.scienceforum.ru/2014.
Коновалова А.В. Модернизация профильной подготовки на основе методики реинтеграции наследия многонациональной России в индустрию изготовления костюма. // Научно-методическая конференция «Наука и образование в XXI веке». Тамбов: РФ. 05. 2012. - С. 57-62. ISSN: 978-5-4343-0173-2.
Коновалова А.В. Адаптация комбинированной методики к учебному процессу: опыт эксперимента (специализация «дизайн костюма»). Статья.// «Успехи современного естествознания». 2013. № 10. – С. 93-95. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ - 0,186.
Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ (2011) - 0,186.
Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. //Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П.Шамякина. город Мозырь: Беларусь. Октябрь 2013.С. 236-239. ISBN 978-985-477-330-8.
Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. Статья. //Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ. 2013. № 27. – С. 47-52. CИбак@info.ru.
1 См.: Майдибор О.Н. Условия подготовки бакалавра в художественно-педагогическом вузе на современном этапе. Статья.//Сборник научных трудов Sworld. – Выпуск 2. Том 16. Одесса: КУПРИЕНКО. 2013. – С. 8. ЦИТ. 213–384.
2 Корницька Л.А. Формирование навыков исследовательской этнографической деятельности будущих инженеров-педагогов швейного профиля на основе этнодизайна //Профессионально-художественное образование Украины. Сборник. – Черкассы, 2007. Выпуск 4. – С. 176-183. /Этнографическая практика в содержании профессионального образования будущих инженеров-педагогов швейного профиля.// Профессионально-художественное образование Украины.– г. Черкассы, 2008. Выпуск 5. – С. 121-127.
7