ЭТНОДИЗАЙН – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТАНТА ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНОДИЗАЙН – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТАНТА ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается важность привлечения внимания студентов-дизайнеров еще на этапе бакалавриата к разработке научных статей и решению практических заданий по теме «этнодизайн». Появляются новые гуманитарные знания, расширяются познания в области этнопедагогики, этнографии, этноискусствоведения. В этом процессе происходит осознание многих нерешенных проблем на перекрестке «дизайн + декоративно-прикладное творчество». Появляется стремление изучить методы, с помощью которых можно сконструировать «маршруты сотрудничества» традиционных коммуникативных сообщений и языка современной передачи информации - дизайна. Результат такой деятельности укрепит духовное начало человека, зажжет стремление к новым открытиям. Главное, укрепит любовь, уважение к родной культуре и традициям.

Ключевые слова: традиционная культура, этнодизайн, графический дизайн, этнокультурный код, консолидация общества.

Этнодизайн, на первый взгляд, знакомое понятие. Сегодня студенты 1 курса знают, что русский термин «дизайн» произошёл от англ. Design - замысел, чертеж, проект, рисунок. Это термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, направленной на формирование эстетических и функциональных показателей предметной среды.

Приставка ЭТНО – дает нам новое понятие «этнодизайн». Мы полагаем, что это вид проектной деятельности для формирования новых эстетических потребностей личности, интереса к традициям своего народа. Именно этно-дизайн дает право «художественного голоса» традиционным школам локальных территорий РФ. А посетителям определить исток и узнаваемость этнокультурных феноменов на выставочных подиумах и в галереях.

Найти единственный подход к истории дизайна довольно сложно, так как он многогранен по своей результативности. Если окунуться в культуру первобытного человека, то понимаешь, что как только у человека появилось орудие труда, сразу же возникла потребность сделать его более удобным и функциональным. Дизайн – это ценная находка для эволюционного развития цивилизации человека, ключ к повышению эстетических и конструктивных особенностей в разных сферах производства. Поэтому дизайн распространяется в разных видах деятельности очень быстро.

Если взять во внимание этнодизайн, то в этой сфере можно развивать и развиваться. Россия многонациональная держава, в которой слились разные многовековые культуры. И если окунуться вглубь, то мы увидим разницу культуры и традиций даже в соседней деревне. Каждый человек с детства впитывает образцы поведения, трудовой деятельности и отношений между людьми среди конкретной окружающей среды. У него формируются привычки, которые совокупно называются «традиционной культурой и воспитанием».

Пространство российского дизайна, перенасыщенное образцами интернационального дизайна, в середине прошлого столетия стало наполняться новым содержанием – феноменами этнодизайна. Более того, появляются ученые, которые начинают целенаправленно внедрять этно-коды в художественное проектирование объектов дизайна. Например, Ткалич С.К. провела исследование на Крайнем Северо-востоке России. Этот удалённый регион всегда был загадкой жителей центральной части России и романтической темой для литературных, музыкальных произведений. Люди, отработавшие на Севере по 15-20 лет, пользовались особым уважением среди соседей и родственников. Север объединял всех смелых и азартных к трудовой деятельности в условиях сложного климата независимо от национальности.

«При неизменности основ культуры, постепенно вырабатываются особые формы культурного сознания, специфические коды и системы значений – определяющие единство культурной среды. Это единство определяется нами как стиль. Сталкиваясь в повседневной жизни с ограниченным количеством предметов, человек отличает предметы своей культуры от чужой, понимает и реагирует на информацию, построенную по известному этнокультурному коду. Например, этнический маркер чукчей «вышивка подшейным волосом оленя», этнический маркер эвенов «бисерный орнамент» - белый, чисто-голубой, черный с вкраплением красного, только эти цвета используются в орнаменте, они имеют их 16 видов» [5,6].

Сегодня для российского дизайна важно укреплять основы и развивать направления этнодизайна. Необходимо уделить внимание традициям и стилям на территории всей России. Это мощная коммуникативная среда, она воздействует на появление многократного «инсайта» (озарения), так как воображение творческой личности дизайнера получает дополнительный знаковый ресурс.

Роль знаково-символьной информации этнических культур в современных моделях проектирования культурного жанра рассматривается многими учеными (К. А. Кондратьева, И. И. Назаров, Л.И. Нехвядович, С.К.Ткалич). Теоретик российского дизайна О.И. Генисаретский отмечает, что «важно обратить внимание на три измерения, в которых протекает историческое бытие каждой этнической культуры:

а) культурное своеобразие, б) межкультурное взаимодействие, в) самотождественность этносов, постигаемые через преемственность культуры» [1].

Проблема этнокультурной идентичности заняла в настоящее время одно из ведущих мест в области практического развития дизайна. У современной студенческой молодёжи формируется постепенно понимание, что именно то, что наша культура, её коммуникативная многонациональная платформа, становится уникальным ключом к открытию горизонта для новых достижений с помощью этнодизайна.

Можно говорить также о ценности этнодизайна, как направления науки и образования для нашей страны. Чтобы начинающий дизайнер смог по достоинству оценить коммуникативный потенциал культурных достижений народов страны, нужно рассказать и показать ему, приобщить к методам интерпретации этно-кодов в объектах дизайна.

Мы, российские дизайнеры, должны помнить, какую ответственность берем на себя. Что посеешь, то и пожнешь – так говорит народная мудрость.

Путь этически чистого, высоконравственного и высокопрофессионального дизайна - это стремление к созданию идеала, если вспомним Платона. Творчество – понятие, охватывающее переход от небытия в бытие. Нельзя забывать про необходимую меру, которая привносит в нашу жизнь гармонию и спокойствие, которая зарождает начало прекрасного.

Провести исследование в любой территории достаточно сложно, если не знать методов исследования и правил структуризации первичного материала. Коммуникативный потенциал наследия - это семиотический конструкт, набор этно-кодов или знаков. Разобраться в таком сложном конструкте практически невозможно без специальной подготовки. Многие ученые-теоретики рассматривают и оценивают опасности, подстерегающие начинающего ученого на этом пути. Например, Овчинникова Р. Ю. пишет в своей монографии про опасности «китча» [4]. «Освобождаясь от материальной формы, знак (словесный, вербальный и визуальный, воспринимаемый непосредственно, как образ) становится средством формирования, сохранения сознания и психики человека. Он является предпосылкой реконструкции и воссоздания механизмов интериоризации, «вращивания» внешних коллективных форм поведения во внутренний мир человеческого опыта» [8].

Знак теряет свою материальную форму и становится преобразованным орудием – интеллектуальным средством [2]. Рождение и употребление знаков происходит в процессе рефлексии и понимания. Ключевым для процессов мышления является знак-модель, позволяющий обнаруживать скрытые параметры и характеристики объекта [3]. «Инструментальная функция знака – создать и зафиксировать объект в его идеальной плоскости. Идеализационно-фиксирующая функция знака проявляется в том, что он становится средством порождения и фиксации идеализаций, с его помощью происходит выделение, абстрагирование и закрепление сущностных признаков познаваемого объекта, в том числе процесса и результата получения смысла» [8].

Радикальная же точка зрения, растущая за новаторство, технологические новшества и смелые проектные решения, может привести к дискредитации, размыванию основ и перерождению в китч [4].

Из всего вышесказанного следует, что этнодизайн - это особый вектор научного исследования и переноса результатов поиска в художественное проектирование объектов дизайна. Как самостоятельная область, этнодизайн в нашей стране еще только в начале своего пути, не до конца изучен, хоть и известен всем.

Вывод. Для чего нам нужен этнодизайн и исследования в этом направлении?

1 - Чтобы найти золотую середину между прошлым и настоящим, модернизировать, используя известные нам источники информации, и перевоплотить в новый комфортный и функциональный, эстетически гармоничный новый стиль, «отеплить» предметы, окружающие нас, творчеством, духовным началом, народным духом.

2 - Чтобы изучить и привнести творческое начало традиционной культуры, сформированной новаторством и рукотворным действием миллионов мастеров и мастериц, в современное жизненное пространство развитого информационного и индустриального общества с холодной бытовой техникой и квадратным экраном манипулятора нашим сознанием - компьютера.

3 - чтобы реализовать технологию консолидации всех творческих людей в стремлении создавать эстетические предметы бытовой культуры, арт-объекты с экологическим контекстом.

Литература

  1. Генисаретский О. И. Культурно-психологическое измерение Евразии. Источник: Евразийская перспектива. – М., Международный фонд "Культура и будущее России", 1994.

  2. Громыко, И.В. Выготскианство (Подход Л.С. Выготского за рамками концепции Выготского (к идее деятельностной антропологии)) / И.В. Громыко // Вопросы методологии. 1992. - № 3-4. - С. 46-64.

  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. — 216 с.

  4. Овчинникова Р.Ю. Китч как концепция в графическом дизайне: автореф. дис. ... к-та иск.– Екатеринбург, 2007.– С. 9-16.

  1. Ткалич С.К. Консолидирующая роль дизайн-образования в современной России: Доклад с презентацией //2-я Всероссийская конференция «Дизайн XXI века – среда, традиции, новации». Сочи: СГУТиКД, 2009. - С. 178-185. ISBN 978-5-88702-297-0.

  2. Ткалич С.К., Ткалич А.И. Консолидирующий потенциал дизайн-образования в многонациональной России. //Международныйнаучно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве». Петрозаводск, Карелия. 2009. С. 213-218.

  1. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн – образовании: монография. – М.: издательство МГОУ. 2006.– 160 с.

  2. Фазылзянова Г.И. Понимание художественного текста как креативно-онтологический феномен. Роль этнокультурных традиций как своеобразных индикаторов этнической самоидентификации // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 254-258

  3. Фазылзянова Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов. Всероссийской научно - методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.

7

Просмотров работы: 3361