РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ НАСЛЕДИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ НАСЛЕДИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассматривается новый художественный вектор подготовки дизайнеров. Отмечен большой интерес студентов к методам изучения наследия. Однако среди практических занятий мало экспериментальных проектов, позволяющих научить дизайнеров самостоятельному исследованию. Знатоков-педагогов этнохудожественного наследия народов России единицы.

Ключевые слова: подготовка дизайнеров, этнохудожественное наследие, графическая культура,способы передачи информации, орнаментальные мотивы.

Известно, что будущее многонациональной страны зависит от содержания ценностей, которыми овладевают молодые люди, и от того, в какой мере духовность становится основой их жизни. Поэтому нужно закладывать основы с детства – сначала с детского сада, позже школы, а дальше в Вузах и колледжах.

Многоликая Россия для большинства подростков, родившихся в больших городах и мегаполисах, скрыта. И это серьезная проблема, так как без знания историко-культурного наследия нельзя строить будущее многонациональной страны.

И.Н. Савельева, доктор искусствоведения, отмечает, что в настоящее время наметился определённый кризис и истощение творческого базиса так называемого «голого» дизайна, необоснованно оторвавшегося от традиций (и в частности народных) создания материальной сферы обитания человека [2].

Если обратиться к современным задачам укрепления внутренних ресурсов России, малого и среднего бизнеса в регионах РФ, то также нельзя обойтись без знания художественного фонда достижений мастерства. Мы согласны с мнением С.К.Ткалич, что «спроектированная на государственном уровне стратегия информационно-технологического прорыва, в идеале предполагающая сбалансированность технологических и гуманитарных (художественных, эстетических, экологических, этических) знаний о внутренних нематериальных ресурсах регионов, сегодня не имеет полноценной стартовой платформы» [3].

Следовательно, нужно укреплять платформу гуманитарных, художественных знаний каждого дизайнера, участвующего во всех культурных процессах. Дизайнер сегодня создает среду, в которой мы живем, формирует смыслы, ориентиры и культурные ценности для общества завтрашнего дня. Очень важно сформировать компетентного дизайнера не только в технических навыках, но и в художественных достижениях традиционных школ.

Сегодня студенты знают только народные промыслы, европейскую живопись, академический рисунок. Но если задать выпускнику-дизайнеру вопрос: «Какие орнаменты восточной Сибири можно использовать для модернизации текстиля в туристской индустрии?» – вопрос останется без ответа. На наш взгляд, многие фракталы наследия многонациональной России остаются невостребованным ресурсом в локальных территориях. Студенты мегаполисов поглощают те знания, которые дают педагоги, также родившиеся и получившие образование в мегаполисе. Происходит постепенная нивелировка, которая, незаметно для внимания технически подготовленных специалистов, перекрывает локальные достижения народных мастеров. Но тем, кто понимает величие и родовую матрицу культурного наследия для сохранения в будущем самоидентификации народа многонациональной страны, понимает опасность равнодушного отношения к сегодняшней ситуации. Уточним: опасность в том, что увлечение молодежи техническими новшествами должно быть сбалансировано гуманитарным знанием о художественном наследии страны.

Студент-дизайнер должен владеть технико-изобразительными способами передачи информации – это фотография, рисунок, уникальная графика, каллиграфия. Но в то же время мало внимания уделяется изучению графической культуры коренных жителей Севера, где исключительно точно передается знание о животных, птицах, растениях. С детства развивается наблюдательность в атмосфере наблюдения.

Можно сказать, что в основе мыслительных операций северян, степных народов, жителей таежных территорий уже заложен фиксирующий и запоминающий инструмент исследователя. Что очень редко наблюдается у молодежи мегаполисов, уверенной в том, что все, что ему необходимо, заложено в ай-фоне или дома на Интернет-порталах. В этой связи даже можно предположить, что так формируется характер человека: у одних упорство и внимательность, у других – стремление к поверхностной пробежке по знаниям.

Например, для молодежи очень интересен орнамент - это опознавательный код культурных достижений, он есть у каждого народа народов нашей страны. В недалеком прошлом женщины вышивали рукавицы, головные уборы, пояса, нагрудные кисеты для мужей и сыновей, уходящих на охоту или в военный поход. В эти орнаменты вкладывался глубокий смысл. Это были настоящие послания. Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах имеются свои самобытные оттенки. Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью были утеряны в пожарах, воинственных набегах и грабежах.

Студенты-дизайнеры в процессе обучения должны прийти к пониманию, что национальный орнамент - это многоаспектный компонент древней синкретической культуры, отражающей специфику традиции. Научившись точно выявлять и фиксировать орнаментальные мотивы на традиционных изделиях, музейных экспонатах, они в дальнейшем смогут их правильно использовать в собственных арт-объектах.

Важно воссоздать преемственность передачи знаний из поколения к поколению в новом образовательном измерении. Обучение дизайнера должно основываться на более углубленном познании понятий, форм, способов выражения в современном искусстве национальных традиций.

Примерный план занятий

  1. Популяризовать участие в проектах, направленных на глубокое познание сферы этнохудожественных достижений народов России.

  2. Дизайнер может использовать этнокультурный код в плакатах, рекламе, на упаковке.

  3. Можно организовать коллективные проекты, в которых можно создавать художественно-графические альбомы наследия каждой территории России.

Вывод. Обзор современных подходов позволили нам сформировать собственное видение проблемы и определить контуры подходов. Обращать внимание нужно на устойчивость традиций в проектных интерпретациях и современном формообразовании. Масштабность российских территорий требует огромного количества творческих кадров для исследования дефицитных знаний о разнообразии этнохудожественного наследия. Следовательно, студентов-дизайнеров надо готовить к такой деятельности, востребованной в российских регионах.

Литература

  1. Оршанский Л.В., Скварок Ю.Ю. «Художественно-трудовая подготовка учителей в сфере этнодизайна». // Международная научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах». – М., 2008.

  2. Савельева И.Н. Имидж современного дизайна и пути его формирования на основе развития традиций этнодизайна. Статья. // Материалы третьего международного симпозиума. – М.: РИЦ АИМ, 2005. – С.348-350.

  3. Ткалич С.К. Культурное наследие народов Крайнего Севера в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера: Монография. М., 2006. 139 с.: илл. ISBN 5-94778-105-0.

  4. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. М., 2006. 197 с. ISBN 5-94778-107-7.

  5. Ткалич С.К. Система профессиональной подготовки дизайнеров в вузах культуры и искусств: Монография. М., 2007. 222 с. ISBN 5-94845-171-2.

  6. Ткалич С. К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности» Осенний семинар 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М. А. Шолохова.

  7. Толкачев А.Г. Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне: Дис. к-та Иск. – М., 2004. – 207 с. – РГБ ОД, 61:04-17/129.

  8. Фазылзянова Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно - методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2005.

6

Просмотров работы: 974