ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКАДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О РАЗНООБРАЗИИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОНВЕРГЕНЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКАДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О РАЗНООБРАЗИИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОНВЕРГЕНЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общепризнанно, что дизайн – наследник культурных традиций. В связи с этим важным направлением в образовательном пространстве является поиск обучающих программ для нового поколения дизайнеров с экологическим мышлением.

В системе высшей школы подготовка дизайнеров рассматривается многими специалистами как смешанная образовательная модель в границах государственного стандарта специальности «Дизайн». Такая модель предполагает оптимальную сбалансированность гуманитарного, коммуникативного (педагога со студентом) и технического=компьютерного компонентов.

Специалисты констатируют, что сегодня в вузах функционирует четырехуровневая классификация компьютерных учебных программ по форме представления информации пользователю:

1 уровень: программы, предоставляющие учебную информацию только в вербализованной форме (тексты);

2 уровень: программы, предоставляющие учебную информацию в вербализованной форме (тексты) и в форме двухмерной графики;

3 уровень: программы «мультимедиа» (multimedia - много сред), предоставляющие информацию в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации и лишь частично в вербализованной форме (тексты)1.

«Несмотря на то, что современные информационные технологии уже прочно вошли в образование, до сих пор не решены многие концептуальные вопросы разработки обучающих программных систем».2 Авторы отмечают, что наиболее уязвимой оказывается не технологическая, а педагогическая компоновка обучающего материала.

Наиболее существенными причинами создания низкокачественных (с педагогической точки зрения) компьютерных программ являются, во-первых, частичное, а порой и полное игнорирование дидактических принципов обучения при их разработке, и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер.

Знания сегодня становятся структурированным продуктом, способным стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и студентов, хорошо соответствуют различным учебным стилям особенно молодых поколений, воспитанных на визуальном восприятии телевидения.

Мы согласны с Н.Н. Теодорович, что «преподаватель имеет возможность передать компьютеру рутинные функции, прежде всего – значительную часть тренажа и контроля, и посвятить себя творческой компоненте деятельности. Компьютер нужно рассматривать как дополнение к традиционным средствам и формам обучения, а не их полную замену3.

Стремительно возрастает роль информации и знаний в контексте интеллектуально-информационной революции.

Л.Е. Товстых подчёркивает, что «до последнего времени главное внимание было сконцентрировано на удовлетворении класса информационной потребности как самоценного продукта. Формировалась ИТ-отрасль, где ключевым словом являлось «технологии», теперь же вектор приоритетов направлен к категории «содержание» (content)» 4.

Все авторы солидарны во мнении, что внедрение компьютерных программ с обучающим объектно-ориентированным контентом актуализирует решение комплекса вопросов, связанных с формированием мотивации и познавательного интереса в обучении, установлением рационального, педагогически оправданного диалогового общения студентов с компьютером на всех этапах представления и усвоения соответствующей учебной информации, сочетанием индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, активизацией познавательной деятельности, организацией оперативного контроля и самоконтроля результатов учебно-познавательной и творческой деятельности с последующей коррекцией обучения.

Изучение этнохудожественного наследия народов России. форме компьютерных технлогий и программ.манитарной и технической компонент, я нового поколения дизайнеров с экологическим мышлПрограмма профессиональной подготовки дизайнеров на основе изучения этнохудожественного наследия народов России в условиях глобализации и конвергенции способствует открытому образованию и намечает пути адаптации этнических культур в условиях конвергенции.

Появление нового понятия о региональной художественной константе помогает дизайнеру сформировать свое собственное творческое кредо, создавать интересные, неповторимые проекты.

Региональная художественная константа (РХК)- это особая знаковая система сообщений или кодирования предметов бытовой культуры, сформированная традиционными школами мастерства за многие века. Сегодня в эту знаковую систему входят и современные артефакты, и предметы-символы, и графические комплексы.

Региональная художественная константа является многокомпонентным дидактическим блок-модулем регионального/национального наследия. Его функциональное назначение состоит в том, что он конкретизирует природные, культурные и этнические особенности территории. То есть, когда мы прежде говорили о национальной культуре региона, то имели в виду нечто общее – духовный и материальный субстрат, объединяющих этнические культуры коренных жителей.

Но для дизайнеров важно видеть систему знаково-символьных кодов, - получать импульс для воображения с помощью знаковых сообщений.

В работах специалистов и исследователей уже несколько десятилетий фигурирует понятие «региональный дизайн». Он выражается собственно формами: скандинавский, японский, немецкий, итальянский. Свое лицо региональный дизайн имеет там, где в современных формах используется традиция местности, территории, представленная народным творчеством.

Динамика социокультурного развития российского общества трансформировала традиционную форму передачи межпоколенных знаний, воздействовала на вариативность трансляции культурного наследия. Понимание произведений искусства, результатов культурно-исторической и духовной деятельности людей, даже поступков и мотивов поведения, требуют глубокого знания той жизненной среды, социально-исторических условий, в которых создавались те или иные культурно-исторические ценности.

Представления о культурном наследии региона, его этнохудожественных ресурсах являются важным блоком интеллектуального багажа знаний дизайнера.

Однако следует признать, что без специальной подготовки будущий дизайнер не может самостоятельно «увидеть» этнохудожественные коды. Эти специфические знания в этнопедагогике передавались из поколения в поколение, поддерживая тем самым преемственность традиций.

Процесс освоения этнохудожественных кодов через специальные обучающие программы помогает преодолеть эту проблему и помочь будущему дизайнеру овладеть универсальным алгоритмом деятельности в любой территории как России, так и в другой стране.

Методика освоения этнохудожественных кодов ставит целью подготовку специалиста, владеющего ценностями отечественной и мировой культуры, опирающегося на знания инструментальной, идейно-ценностной и культурно-языковой технологий, освоенных за годы обучения в вузе и трансформированных в курсовых проектах.

В процессе поисковой работы студент получает навык визуальной фиксации кодов регионального стиля, усваивает язык образного пластического или графического выражения своих творческих идей.

В итоге он овладевает универсальной технологией интерпретации богатейшего культурного и художественного наследия в будущих оригинальных дизайн-проектах.

Литература

  1. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. М., 2006. – 197 с. ISBN 5-94778-107-7.

  2. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011. – 114 с.

  3. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. № 4. 2013. – С. 66-72.

  4. Ушкова Н.В. Роль речевых коммуникаций у дизайнеров: этикет делового общения и эстетика формулировок. //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. № 4. 2014.

  5. Ушкова Н.В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе.// Молодой ученый. 2013. №10. – С. 544-545.

  6. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

1 Артюшенко В.М., Душин В.К., Теодорович Н.Н. Классификация компьютерных обучающих программ. Материалы научно-методической конференции «Состояние и перспективы развития образования в области сервиса». - М., 2005. – С.13 – 16.

2 Там же. – С.15.

3 Теодорович Н.Н. Перспективы применения автоматизированной системы обучения. Материалы научно-методической конференции «Состояние и перспективы развития образования в области сервиса». - М., 2005. – С. 16 – 18.

4 Товстых Л.Е. Современная интеллектуально-информационная революция и возрастание роли информации и знаний. // Информационные ресурсы России. 2005, № 4.

Просмотров работы: 965