ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА: ИДЕЯ, ЦЕЛЬ, МАРШРУТ, ВЕКТОР, СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА: ИДЕЯ, ЦЕЛЬ, МАРШРУТ, ВЕКТОР, СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ткалич С.К., Коновалова А.В., УшковаН.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.Российский дизайн находится перед масштабной задачей наравне с теми задачами, которые должны выполнить индустрии образования, культуры, внутреннего туризма, малого и среднего бизнеса. Повторять интернациональные форматы российским дизайнерам уже не по статусу. Нужны свои, временами и недоступные для «чужого» глаза, лабиринты поиска и формообразования, созвучные и традиционно-этнохудожественным и пост-постмодернистским правилам игры в дизайн.

Ключевые слова. Научная школа дизайна, традиция и постмодернизм, интерактивная методика обучения, интегрированные методы.

Сегодня прикладная педагогика нуждается в обновлении и укреплении позиций отечественного дизайна. Несомненно, что и теоретический базис параллельно должен наполняться новым содержанием.

История развития мирового и российского дизайна достаточно подробно рассмотрена, изучена и проанализирована. Практически все педагоги в области дизайна владеют этой базой знаний и передают студентам. Многие позиции революционного дизайна начала прошлого столетия мы с любовью и гордостью называем и называем в своих работах.

Прошло сто лет. Сегодня начало третьего тысячелетия. Что дальше? Краткий обзорный анализ показывает, что есть ученые, как старшего поколения, так и молодого, «нового призыва», доказывающие необходимость внедрения в понятийный аппарат нового формата знаний по теме «этнодизайн».

Есть ученые, которые утверждают о необходимости изучения этноискусствоведческого метода анализа массивов культурного наследия.

Есть ученые новой волны, определившие вектором своих исследований семиотический подход к анализу наследия. В этой области уже ярко демонстрирует своё значение графический дизайн.

Есть команды молодых ученых-экспериментаторов, которые интегрируют в едином модуле подчас и несовместимые на первый взгляд, методики обучения, предметы, явления, продукты мыслетворчества.

Появились ученые – экспериментаторы, которые пытаются связать дизайн и традицию в креативных социальных моделях. В целом мы может утверждать о сформированном самостоятельном маршруте российского дизайна, который опирается на базовый коммуникативный этнохудожественный потенциал наследия народов России.

Российский маршрут дизайна не может развиваться без опоры на конкретные вехи-навигаторы, показывающие нам мерцающие, притягательные своей тайной будущих открытий, контуры исследований. Попробуем представить абрис/контур матрицы научной школы дизайна:

  • маршрут российского дизайна,

  • векторы исследовательских троп в российском дизайне,

  • научный навигатор методик исследований в дизайне,

  • российские концепции научного дизайна;

  • обучающие проектные модули,

  • первый шаг студента - попытка освоить технику подготовки к публикации научной статьи, предназначенной для размещения на сайте Форума РАЕ.

Сегодня многие работы студентов-дизайнеров, даже проектные предложения, не воспринимаются всерьёз, потому что автор не может четко, с применением терминов, обосновать новизну проектного предложения.

В стенах вузов-мэтров наработана многолетняя практика работы со студентами, выполняющими проекты для реального заказчика. Например, в Москве - МГХПУ им. С.Г. Строганова, в Санкт-Петербурге - бывшая рисовальная школа Штиглица; Екатеринбург, где впитали ювелирную графику чертежей со времени первых уральских заводов и др. В таких вузах студенты выполняют норматив представления своего авторского предложения и обоснования его новизны. Но в молодых вузах, где с первых дней открытия кафедр дизайна приходящие педагоги из разных по специфике вузов и колледжей не могут определить, в какой компьютерной программе надо готовить слайд-презентацию, дело намного сложнее.

В таких условиях формируется особый тип всезнающего дизайнера. Мы позволим себе назвать его «дизайнер-имитатор», так как он активно имитирует свою оригинальность туманной завесой аморфных рассуждений.

Владение компьютерными программами является основным показателем квалификационной подготовленности дизайнера. Но не единственным, так как насыщение визуальными эффектами с потерей первоначально заявленной идеи проекта в результате виртуальных экспериментов создает впечатление флуктуирующего новообразования без культурной, научной, этнохудожественной и искусствоведческой основы (проект-симулякр).

Научное руководство студенческим проектом или исследовательской работой аспиранта - это, на наш взгляд, особый вид ответственности, который соотносится с потребностями страны, общества, профессиональной сферы дизайна, квалификационной подготовки студентов-бакалавров, компетентной подготовленности магистров. На этапе выполнения проекта может сформироваться интерес к научной работе, если студент-бакалавр достигнет максимального пика поставленной исследовательской задачи. Это ощущение успеха можно сравнить с эмоциональным переживанием спортсмена, музыканта, артиста балета, когда успех очевиден для всех.

Следовательно, для студента, делающего первые шаги по тропе научной деятельности, также должны быть созданы механизмы поддержки, информационных сообщений разных уровней: по радио, на сайте, на экранах в столовой вуза, в холлах, где нет занятий, но всегда скопление студентов.

ТЕЗИС 1. Кольцевой метод корреляции темы и алгоритма выполнения дипломных проектов, где в основу исследовательской деятельности положен этнохудожественный компонент, формирует новый вектор исследований.

Проект

Проект с этнохудожественным компонентом

Проект № 1

4 курс

Технологическая карта будущего педагога ДПИ

Народный промысел по выбору

Проект № 2

4 курс

Методическое пособие мастера ДПИ

Вид творчества по выбору

Проект № 3.

5 курс

Фестивальный объект на основе этнохудожественного наследия народов России (по выбору студента)

Проект № 4.

5 курс

Фестивальный объект на основе этнохудожественного наследия народов планеты (континент, страна по выбору студента)

Проект № 5.

ВКР

Устное народное творчество. Международный брэнд наследия «Сказки народов России»: русский, английский, французский язык/синхронный перевод.

Проект № 6.

ВКР

Фестивальный многовекторный маршрут

«Евразийская координата России» в рамках интеграции традиционных жанров искусства и творчества и дизайна

Проект № 7.

ВКР

Разработка бренда для Института искусств и креативных технологий на основе этнохудожественных кодов наследия народов России

Проект № 8.

Аспирантура

Адаптация регионального вектора дизайна к научно-исследовательской деятельности аспирантов

Данный метод был адаптирован к учебному процессу со студентами старших курсов кафедры дизайна ИИиКТ на занятиях по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» (2013-2014 уч. год).

Как видим на таблице, тема проекта предполагает, что автор-студент будет обращаться к наследию народов России и даже народов планеты.

По результатам защиты проектов как курсовых, так и дипломных, были подготовлены научные статьи, представленные на данном Форуме-2015. Смотри статьи:

1 – Решетникова Екатерина (ВКР).

2 - Красавкина Екатерина (ВКР).

3 - Коновалова Анжела (аспирантка).

ТЕЗИС 2. Кольцевой метод корреляции темы и алгоритма выполнения дипломных проектов помогает педагогу-экспериментатору организовать масштабное пространство для экспериментальных проектов, увлечь, заинтересовать студентов и магистрантов в приобретении новой профессиональной компетенции «научный сотрудник лаборатории экспериментальных проектов».

ТЕЗИС 3.Кольцевой метод корреляции темы и алгоритма выполнения дипломных проектов сегодня закладывает основы на перспективу, помогает укрепить позиции российского научного дизайна.

Литература

  1. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента России: Монография. М., 2011. 200 с.; илл.

  2. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011. 114 с.

  3. Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494.

  4. Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. //Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П.Шамякина. Мозырь: Беларусь. 2013. –С. 236-239. ISBN 978-985-477-330-8.

  5. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. № 4. Декабрь 2013. – С.66-72.

  6. Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. Статья. //Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ. 2013. № 27. – С. 47-52. CИбак@info.ru.

  7. Ткалич С.К. Графическое наследие многонациональной России: педагогический аспект. Статья. // 1-я Международная конференция «Этнокультурные процессы в современном мире». Научный ред. Бакланова Т.И., д.п.н. – М.: МГПУ. 21.11. 2013.

В любом из вышеназванных веткоров исследвоаний

8

Просмотров работы: 999