РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (КРАТКИЙ ОБЗОР) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (КРАТКИЙ ОБЗОР)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен экологический аспект в дизайнерской деятельности.

Ключевые слова. Природа, гармония с окружающей средой, экологичный дизайн и архитектура, бионика, современная концепция экодизайна, экономия ресурсов, утилизация, законы экологии.

Актуальность.В настоящее время дизайн охватывает все сферы жизнидеятельности человека, поэтому на дизайнера возлагаются все больше обязанастей и задач. Изменяются потребности, не стоит на месте урбанизация, появляются новые проблемы, одну из которых предлагаю рассмотреть в этой статье. Экологический аспект дизайна. Целью данной статьи является определение роли экологического дизайна как одного из наиболее актуальных современных проектно-художественных направлений в условиях экологического кризиса, ситуации перепроизводства и перепотребления, снижения значимости мировоззренческих и эстетических идеалов.

Развитие экологического дизайна и архитектуры сегодня становится главной потребностью для каждого из нас. Современное общество - это общество потребления. Вокруг нас огромное количество вещей, изготовленных из вредных и небезопасных материалов, а наши дома, офисы и прочие здания являются источниками различного рода загрязнений. Дома, на работе, на учебе и во время развлечений нас окружает шум и навязчивая реклама, бетонные пейзажи и кричащие яркие вывески. Новая тенденция дизайна интерьера и архитектуры, включая ландшафтную, заключается в том, чтобы упростить наш быт, взяв пример с природы. Эта тенденция получила название экодизайн. В рамках этого направления на первый план вышло не только и не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов, а также кардинальный пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания – начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Экологический аспект в проектировочной деятельности дизайнера. Еще в 1971 г. в книге «Дизайн для реального мира» В. Папанек утверждал, что «в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими, психологическими аспектами и экологией окружения»

Экологический подход в проектировании, ставший откликом на экологические проблемы современности, привел к формированию различных направлений в дизайне (устойчивый, зеленый, экологический), актуализирующих возможности дизайна в сохранении и защите природной среды. Основная цель экодизайна - удовлетворение человеческих потребностей, без нарушения при этом равновесия окружающей среды. Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен следовать природному принципу наименьшего усилия: создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает - потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [3, с. 378]. Принцип природопользования 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать) органично включается в дизайн-проектирование.

Должны учитываться все стороны создания, использования и утилизации изделия. Уделяется особое внимание не только красоте и удобству использования «объекта» проектирования, но и учитываются характеристики применяемых материалов - как при проектировании, так и при изготовлении, использовании и утилизации. Все большую популярность в мире приобретают экологически чистые материалы, а также уникальные и в то же время легко применимые в обычной жизни способы добычи энергии (ветряные, солнечные генераторы).

принципы экодизайна

«Все связано со всем»- системность; универсальность, многофункциональность, взаимозаменяемость; модульность, трансформируемость, мобильность - принципы индустриального дизайна [1, с. 46]«Все должно куда-то деваться» - долговечность, неподверженность моде; гигиеничность, экологическая чистота материалов изделий, а также процессов производства, потребления и утилизации; возможность повторного использования объекта или его элементов.«Природа знает лучше» - использование природных моделей в конструкции, функции, образе, пространственно-временной организации среды естественность форм и материалов; рациональность, простота и функциональность формы(принципы индустриального дизайна [1, с. 46]; связь с эстетикой региона, использование этнической модели. «Ничто не дается даром»- эффективное энергопланирование, использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего; рациональность использования материалов; восполнимость ресурсов; разумная экономичность; ответственность и активная экоцентрическая позиция.

Экодизайн использует бионические формы. Бионика - это инновационный архитектурный стиль, берущий все самое лучшее от природы: рельефы, контуры, формы. Это архитектура будущего, которая в своей конечной цели стремиться к синтезу природы и современных технологий. Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов.

Великий современник основоположников «Русского Авангарда» философ и архитектор Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».

Вывод.Экодизайн больше чем стиль в проектировочной деятельности, это новый стиль жизни, более ответственный и гуманный по отношению к природе, а значит и к самим себе. К счастью, большинство людей признают необходимость перемен и следуют этому стилю, возможно не глобально, но все начинается с малого. Экологический подход в дизайне формирует новую культуру потребления, структуру потребностей, основанную на сокращении избыточного количества продуктов, экологическую грамотность; целенаправленно изменяет ценностные установки общества посредством художественных образов объектов дизайна; способствует распространению идей экологического дизайна, формированию экологической культуры населения.

Литература

  1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна. – СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

  2. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4

  3. Папанек В. Дизайн для реального мира. – М. : Издатель Д. Аронов, 2008. – 416 с., ил.

  4. Ткалич С.К.Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. Режим доступа: URL

  5. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

5

Просмотров работы: 4309