МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данилова Д.П. 1
1Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической гра­мотности каждого человека, независимо от его возраста и про­фессии. Актуальность проблемы выражена в таких важных документах, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспе­чении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллек­тив под руководством Л Л. Вержбицкого и СП. Львовой разрабо­тал концепцию «Организация и развитие непрерывного эколо­гического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерыв­ного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологиче­ское воспитание дошкольников. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жиз­ни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ления. Процесс познания окружающего мира для ребенка начинается с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения та­ким образом, чтобы основные необходимые сведения дети ус­ваивали не вербальным, а наглядным методом.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

На основании вышесказанного мы считаем тему нашего исследования актуальной и особо значимой, так как дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. По нашему мнению, формирование осознанно-правильного отношения к природе с использованием моделирования является одним из эффективных методов ознакомления детей с природой.

Как подчеркивает известный педагог А.И.Иванова, использование моделей яв­ляется эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстри­ровать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимуще­ство данного способа заключается и в том, что он позволяет изу­чать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

Исследователи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и раци­онализации способов построения вновь конструируемых объектов. Благодаря этому моделирование находит применение и в науке, и в учебной деятельности. Использование моделей яв­ляется эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстри­ровать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимуще­ство данного способа заключается и в том, что он позволяет изу­чать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

- по характеру моделирования — модели объектов, процес­сов и биоценозов;

- по внешнему виду —плоскостные и объемные;

- по месту расположения — настенные, настольные и на­польные;

- по способу использования — статические и динамические.

Названные принципы классификации не исключают друг друга. Модель может быть одновременно настенной, плоскостной и динамической либо настенной, объемной и статической.

Настенные, напольные и настольные модели, как это яв­ствует из названия, различаются размерами и местом своего расположения: настольные имеют небольшие размеры и в про­цессе работы дети располагают их на столе, напольные, напро­тив, бывают крупными, поэтому располагаются только на полу, у настенных размеры могут быть любыми.

В статических (стационарных) моделях положение деталей не­изменно; такие модели монтируются один раз и изменению не подлежат. Примером статических моделей являются красочные настенные панно, изображающие пейзаж, т.е. с биологической точки зрения — биоценоз. В динамических моделях, напротив, положе­ние деталей меняется, и это дает возможность показывать объек­ты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструиро­ванию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реаль­ных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сто­рон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдель­ному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Моделирование процессов позволяет понять сущность мно­гих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д. В подавляющем большинстве случаев такие модели должны быть несложными. Иногда достаточно 1—2 мин, чтобы с помощью простых приспособлений (шнура, палочки, бумаги) ребенок получил исчерпывающий ответ на поставлен­ный вопрос.

Моделирование объектов в какой-то мере напоминает изо­бразительную деятельность и конструирование, но отличает­ся от них конечной целью: цель изодеятельности — выпол­нить красиво, цель моделирования — сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах. Иными словами, в искусстве важно изобразить объект эсте­тично, в моделировании — разобраться, как он устроен. При моделировании процесс изображения или конструирования носит вспомогательный характер. Он важен постольку, по­скольку помогает понять особенности строения или принцип действия объекта.

Способ введения моделей в педагогический процесс опреде­ляется самим педагогом. Обучение детей моделированию связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить в начале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

В процессе опытно экспериментальной работы нами использовались игры с моделированием: «Что сначала? Что потом?» (жизненный цикл животных), «Найди, где можно их расставить?», «Узнай по признакам» и варианты экологических задач по методике Александры Ивановны Ивановой. Всего использовано 8 задач экологического содержания: «Кто где живет?», «Что перепутано?» и.т.д и проведена диагностическая методика, предложенная О.Соломенниковой, С.Н.Николаевой по изучению экологических знаний.

Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным спо­собом формирования экологического сознания и позволяет демонст­рировать существенные экологические связи в природе.

Используемая литература:

  1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (мир растений).М.: «Творческий центр»». 2004.

  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду..-М,: ТЦ Сфера,2004.

  3. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок .- СПб.: Акцидент ,_1988. -319с.4.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников .-М.: Академия, 1999.

7.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002.

Просмотров работы: 6866