Мониторинг гигиенических навыков школьников является важным этапом создания и коррекции коммунальных стоматологических программ для детей [1,2]. Целью исследования была оценка навыков гигиены полости рта у 15-летних школьников, проживающих в сельской местности и областном центре. Материал и методы. Провели добровольное анонимное анкетирование тридцати 15-летних школьников. Из них половина (15 чел., 1 группа) проживали в сельской местности (станица Островская, Даниловский район, Волгоградская область), вторая половина (15 чел., 2 группа) проживали в областном центре (г. Волгоград, Волгоградская область).
Результаты исследования. Большинство (93,3%) подростков обеих групп чистили зубы каждый день. Однако навык двукратной чистки зубов был присущ школьникам второй группы чаще, чем первой: 80% и 66,6% соответственно. Утреннюю чистку зубов школьники первой группы проводили неправильно, до завтрака, значительно чаще, чем во второй группе (86,6% и 53,3% соответственно). О регулярной смене зубной щетки каждые 3-4 мес. сообщили 73,2% школьников второй группы и 40% первой. О применении дополнительных средств гигиены полости рта сообщили 40% подростков первой группы и 86,7% второй.
Вывод: у школьников областного центра навыки гигиены полости рта сформированы лучше, чем у школьников, проживающих в сельской местности, что показывает большую необходимость внедрения стоматологических образовательных программ в сельских школах, чем в городской местности.
Литература
Лунева Н.А., Маслак Е.Е. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2007. – № 4. – С.59-62.
Маслак Е.Е. Коммунальная стоматология //В кн.: Пропедевтическая стоматология: учебник /Э.С. Каливраджиян и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Гл. 11. – С. 323-340.