ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Николаева М.И. 1, Каркавцева И.А. 2, Каркавцев С.В. 3
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики и управления
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт физической культуры, спорта и здоровья
3МБОУ г. Архангельск, средняя общеобразовательная школа № 36"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как одно из основных средств физического воспитания в младшем и среднем школьном возрасте. Наряду с другими методами обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей школьников [1, 2].

Целью исследования является изучение эффективности применения (использования) подвижных игр в рамках реализации учебных программ по физической культуре в общеобразовательных школах.

Значение подвижных игр. Особое значение подвижных игр заключается в том, что они абсолютно доступны детям, подросткам и взрослым. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании разнообразных подвижных игр [2].

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми, которые входят в один из ключевых разделов образовательных программ по физической культуре. Правильный педагогический отбор учителем и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры. Подвижные игры являются обязательным разделом учебных программ по физической культуре в общеобразовательных школах. [1]. Содержание подвижных игр составляет разнообразные виды движений (бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.). Структуру подвижной игры и взаимодействие окружающих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижных игр по сравнению с другими средствами физкультуры культуры состоят в их органической связи с особенностями психологии ребенка, в интересе, который дети проявляют к игре, моментам веселой неожиданности в ней, общению со сверстниками, в элементах соревнования. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности людей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора капитанов.

Игра – специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной деятельностью детей, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Во время игры ребенок может переносить значительные физические нагрузки, влияние которых предоставляет хорошие возможности для увеличения функциональных резервов детского организма, выработки оптимальной согласованной работы внутренних органов. При дефектах позвоночника подвижные игры широко используются как средство стимулирующего действия, так как игра вовлекает в работу разнообразные группы мышц, нагрузка носит рассеянный характер, ибо работающие мышцы сменяют друг друга, а утомление в связи с высокой эмоциональностью игр не наступает [5]. Однако применение игр как оздоровительного средства требует выполнения определенных условий, прежде всего возможности управления влиянием на организм ребенка и отдельные звенья опорно-двигательного аппарата.

Физическая нагрузка во время подвижных игр может дозироваться в определенных пределах; она зависит от характера игры, роли, выполняемой ребенком в ней, а также от длительности времени, в течение которого она проводится. Поэтому необходимо обеспечить оптимальный и в то же время дифференцированный подход, интенсивность нагрузок должна строго чередоваться с интервалами отдыха.

Сегодня очень остро стоит вопрос о здоровье детей. На сегодняшний день в школе много детей освобождены от практических занятий по физической культуре из-за болезней, большое количество учащихся отнесены к подготовительной и специальной медицинской группе, поэтому на занятиях приходится много времени отводить нагрузкам низкой и средней интенсивности. Для удобства подбора по величине физической нагрузки все игры делятся на три группы игры малой, средней и большой подвижности.

Игры малой подвижности (на месте, в положении сидя, лежа и стоя) проводятся на уровне физической нагрузки ниже среднего. Сюжет таких игр прост, движения элементарны и хорошо знакомы детям, сама игра проводится в спокойной обстановке. Примерами игр малой подвижности может служить такие игры, как «съедобное — несъедобное», разные варианты игры «тише едешь — дальше будешь», игры па внимание и подражание действиям водящего [3].

Игры средней подвижности со средним уровнем физической нагрузки чаще всего используются в физическом воспитании. Они включаются в содержание основной части занятий, в последней его трети, перед заключительной частью, но могут быть использованы и самостоятельно как элементы физической культуры в течение дня. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазаньем, ходьбой. Прыжки и бег в них ограничены, так как нагрузка не должна превышать средний уровень. Примерами игр средней подвижности являются такие, как «защита крепости», «хитрая лиса», а также игры с короткими перебежками («третий липший», «займи свой дом») [3].

Игры большой подвижности сопровождаются нагрузкой выше средней и высокой интенсивности, обеспечивая решение задач преимущественно развивающих физические качества и двигательные способности. Примерами игр большой подвижности являются такие, как «невод», «белые медведи», а также игры с мячами («10 передач», «салки с мячом») [3].

Как известно, средний школьный возраст охватывает самый длительный период и поэтому он самый важный для развития и совершенствования физических возможностей и двигательных способностей детей. Двигательные способности достигают своего пика именно в этом возрасте. Учащихся средних классов интересуют игры, в которых они могут совершенствовать свои действия. Их увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять свою быстроту, меткость, ловкость, сообразительность. Приобретенный ранее запас знаний и двигательный опыт позволяют им усваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями. Содержание и самих игр усложняется: от чисто подражательных движений переходят к играм, которые включают различные формы бега, прыжков, метаний. Сразу же усложняются и взаимоотношения между играющими. Они постоянно приучаются к согласованным, совместным действиям. И поэтому нужно подбирать игры, которые носят характер коллективного соревнования [4].

Подвижные игры на переменах. Игры на переменах имеют важное воспитательное значение. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых. Подвижные игры у детей вызывают положительные эмоции и стимулируют их двигательную активность. Такое переключение работы позволяет ребятам отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на следующем уроке. Для организации и проведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игры самостоятельно, так и под руководством преподавателей. Примерами наиболее часто применяемых игр на переменах являются такие, как «красное знамя», «пятнашки», а также игры с короткими перебежками («кошки-мышки», «уголки») [5].

Внеклассная и физкультурно-оздоровительная работа по физической культуре. Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом [1]. Данные задачи решаются с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. [2, 4]. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Примеры наиболее популярных подвижных игр: «невидимки», «ориентировка по слуху», «погоня за лисицами» [3].

Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям. Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах и в группах продленного дня.

Заключение. Важность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в процессе реализации современных образовательных программ у учащихся резко снижена двигательной активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок детей и подростков, вызывающих утомление. Поэтому остро ставится вопрос о возрастании роли средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимы систематические занятия физическими упражнениями, прогулки, походы, подвижные игры и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию мышления. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические.

Таким образом, подвижные игры являются не только неотъемлемой частью учебных программ общеобразовательных школ, но одним из основных оздоровительных средств физического воспитания.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1.

  2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры – Москва: Дрофа, 2003. – 170 с.

  3. Лебедева Е. И. «Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время» М.: Издательство: Учитель, 2008.

  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.

  5. Самоухина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы». – М.:1993. – 215 с.

Просмотров работы: 5158