Скрининг (от англ. screening — отбор, сортировка) — стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции.
В медицине (англ. screening просеивание) — метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. С. осуществляют с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.
Цель скрининга — возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов. Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга — возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности[1].
Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и выборочный (селективный) скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).
Актуальность:
Исследование распространенности речевых нарушений является одной из наиболее актуальных проблем современной логопедии. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы выявления и коррекции речевых нарушений становится неоспоримой. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявления, распространения и устранения нарушения речи необходимо исследовать на более ранних сроках.
Средние показатели за 2012 год таковы: 53-67% детей в возрасте от 0 до 18 имеют различные отклонения. На первое место выходит дизартрия. На втором месте дети, поздно «стартующие» по речи.
К сожалению в нашем городе Тюмени отмечается и рост случаев заикания, особенно у детей досадовского возраста. В целом можно сказать, что каждый второй ребенок имеет те или иные речевые нарушения. [2]
С целью выявления динамики эпидемиологии речевых расстройств возникла необходимость скрининга. Исследования проводятся эпизодически по обращаемости и в отдельных поликлиниках, детских садах. Стандартные данные речевых нарушений говорят о 8%, но по данным исследования кафедры дефектологии г. Тюмени 53-67%. Поэтому существует необходимость в объединении статистических данных речевых нарушений.
Цель научного проекта:
Провести скрининговое обследование речевых расстройств среди детского населения г. Тюмени.
Создать статистическую базу данных о распространенности речевых нарушений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить научную литературу по данному вопросу.
2.Рассмотреть и изучить данные о распространенности и специфике речевых нарушений.
3.Объединить полученные результаты в сводную таблицу статистики.
4.Сравнить и сопоставить статистические данные 2014 и (2013,2012 гг.)
5.Выявить динамику по конкретным нозологиям , тенденцию увеличения или уменьшения конкретных речевых нарушений
Целевая аудитория:
Медицинские работники, центры занятости населения, педагоги и воспитатели ДОУ, департамент здравоохранения.
Практикующие логопеды (дефектологи), студенты ВУЗов специальности "Специального (дефектологического) образования", родители.
Этапы реализации проекта:
1.Формирование группы активных студентов (3 курса специальности Специального (дефектологического) образования" Института Психологии и Педагогики) желающих проводить аналитическую работу.
2.Консультирование данной группы студентов преподавателями-профессионалами в области педагогики, психологии, детской физиологии, логопедии.
3.Осмотр детей с речевыми нарушениями. Изучение медицинских карт, речевых карт, логопедических заключений.
4.Систематизация статистических данных по нарушениям речи (%; таблица).
5.Сопоставление данных 2014 г. с данными предыдущего года (2013,2012 гг.) по речевым нарушениям.
6.Проанализировать результаты сопоставления и сравнения данных, выявление динамики (уменьшение или рост).
Для реализации проекта потребуются:
1.Логопедическое оборудование.
2.База исследования (детский сад, центр развития речи, школа, поликлиника).
3.Документация (медицинские карты, речевые карты, логопедические заключения; документы с статистическими данными по речевым нарушениям за прошлые годы).
4.Место (кабинет, лаборатория).
5.Аудитория, оснащенная мультимедийными установками.
Значимость нашего проекта состоит в том, что изучение статистических данных по речевым нарушениям поможет:
рассмотреть и изучить данные по речевым нарушениям разных годов;
сравнить данные и проследить динамику нарушений речи;
создать сводную таблицу (базу) данных нарушений речи в период (время проведения проекта).
Ожидаемые результаты:
По окончании проекта данные могут быть использованы: в логопедической практике студентами "Специального (дефектологического) образования", в научных работах студентов, практикующими логопедами, педагогами ВУЗов, родителями. Использование полученных данных возможно при планировании (открытии) логопедических групп.Результаты скринингового исследования позволят выяснить уровень распространенности и нозологию речевых нарушений в городе Тюмени.
Литература:
1) https://ru.wikipedia.org
2) Газета "Тюменские известия" №204 (5646) 14.11.2012 г. автор статьи Н. Горянская.