ПРОЕКТ «ЛОГОСКРИНИНГ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ «ЛОГОСКРИНИНГ»

Поливара З.В., Аллаярова Л.Ю., Вахрушева К.Н., Волоконцева Т.Е., Головатенко И.А., Ширяева Ю.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скрининг (от англ. screening — отбор, сортировка) — стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции.

В медицине (англ. screening просеивание) — метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. С. осуществляют с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.

Цель скрининга — возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов. Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга — возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности[1].

Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и выборочный (селективный) скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).

Актуальность:

Исследование распространенности речевых нарушений является одной из наиболее актуальных проблем современной логопедии. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы выявления и коррекции речевых нарушений становится неоспоримой. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявления, распространения и устранения нарушения речи необходимо исследовать на более ранних сроках.

Средние показатели за 2012 год таковы: 53-67% детей в возрасте от 0 до 18 имеют различные отклонения. На первое место выходит дизартрия. На втором месте дети, поздно «стартующие» по речи.

К сожалению в нашем городе Тюмени отмечается и рост случаев заикания, особенно у детей досадовского возраста. В целом можно сказать, что каждый второй ребенок имеет те или иные речевые нарушения. [2]

С целью выявления динамики эпидемиологии речевых расстройств возникла необходимость скрининга. Исследования проводятся эпизодически по обращаемости и в отдельных поликлиниках, детских садах. Стандартные данные речевых нарушений говорят о 8%, но по данным исследования кафедры дефектологии г. Тюмени 53-67%. Поэтому существует необходимость в объединении статистических данных речевых нарушений.

Цель научного проекта:

Провести скрининговое обследование речевых расстройств среди детского населения г. Тюмени.

Создать статистическую базу данных о распространенности речевых нарушений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Подобрать и изучить научную литературу по данному вопросу.

2.Рассмотреть и изучить данные о распространенности и специфике речевых нарушений.

3.Объединить полученные результаты в сводную таблицу статистики.

4.Сравнить и сопоставить статистические данные 2014 и (2013,2012 гг.)

5.Выявить динамику по конкретным нозологиям , тенденцию увеличения или уменьшения конкретных речевых нарушений

Целевая аудитория:

Медицинские работники, центры занятости населения, педагоги и воспитатели ДОУ, департамент здравоохранения.

Практикующие логопеды (дефектологи), студенты ВУЗов специальности "Специального (дефектологического) образования", родители.

Этапы реализации проекта:

1.Формирование группы активных студентов (3 курса специальности Специального (дефектологического) образования" Института Психологии и Педагогики) желающих проводить аналитическую работу.

2.Консультирование данной группы студентов преподавателями-профессионалами в области педагогики, психологии, детской физиологии, логопедии.

3.Осмотр детей с речевыми нарушениями. Изучение медицинских карт, речевых карт, логопедических заключений.

4.Систематизация статистических данных по нарушениям речи (%; таблица).

5.Сопоставление данных 2014 г. с данными предыдущего года (2013,2012 гг.) по речевым нарушениям.

6.Проанализировать результаты сопоставления и сравнения данных, выявление динамики (уменьшение или рост).

Для реализации проекта потребуются:

1.Логопедическое оборудование.

2.База исследования (детский сад, центр развития речи, школа, поликлиника).

3.Документация (медицинские карты, речевые карты, логопедические заключения; документы с статистическими данными по речевым нарушениям за прошлые годы).

4.Место (кабинет, лаборатория).

5.Аудитория, оснащенная мультимедийными установками.

Значимость нашего проекта состоит в том, что изучение статистических данных по речевым нарушениям поможет:

  • рассмотреть и изучить данные по речевым нарушениям разных годов;

  • сравнить данные и проследить динамику нарушений речи;

  • создать сводную таблицу (базу) данных нарушений речи в период (время проведения проекта).

Ожидаемые результаты:

По окончании проекта данные могут быть использованы: в логопедической практике студентами "Специального (дефектологического) образования", в научных работах студентов, практикующими логопедами, педагогами ВУЗов, родителями. Использование полученных данных возможно при планировании (открытии) логопедических групп.Результаты скринингового исследования позволят выяснить уровень распространенности и нозологию речевых нарушений в городе Тюмени.

Литература:

1) https://ru.wikipedia.org

2) Газета "Тюменские известия" №204 (5646) 14.11.2012 г. автор статьи Н. Горянская.

Просмотров работы: 1192