ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Левченко А.В. 1, Гладких В.В. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень информатизации любой среды, в том числе и образовательной, является фактором, определяющим темпы развития общества на современном этапе. Информатизация общества и, как следствие, формирование информационного общества, использующего информационные технологии для достижения определенных социальных, духовно-культурных, образовательных и других целей создают не только новые условия развития информационной цивилизации, но и порождают новые проблемы в педагогической науке. Непрерывный информационный поток содержит в себе как положительные (быстрый рост технологической составляющей цивилизации), так и негативные (высокую зависимость от информации) тенденции, внутри которых склонность потреблять и интерпретировать информацию ставит само общество и каждого человека, в состояние зависимости от информационного пространства, освоить которое, становится практически невозможно. Перед человеком нового информационного общества стоит сложнейшая проблема овладения инфокоммуникационной культурой, являющейся обязательным условием профессиональной и социальной реализации человека. Соответственно образовательные учреждения любого типа должны не только располагать широким выбором информационных ресурсов, но и обучать способам работы с инфокоммуникационными технологиями. Одним из путей достижения инфокоммуникационной культуры должно стать всемерное расширение возможностей личности в соответствии с условиями изменения в характере обучения, в контексте глобальных образовательных тенденций, к которым, в первую очередь, относятся:

*непрерывность образования как новое качество (long-life education);

*адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности (образование через всю жизнь возможно только при условии учета личной заинтересованности, ориентированной, как правило, на личные запросы и потребности);

*ориентация процесса обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей его саморазвития, самораскрытия, автономности, самостоятельности при решении любых задач, связанных с профессиональной и непрофессиональной деятельностью, поиском, обработкой, хранением и передачей информации;

*учет индивидуальных особенностей личности при планировании и осуществлении педагогического процесса:

а) способности личности к восприимчивости нового опыта (фаза конкретного опыта);

б) способности личности к интерпретации опыта (фаза рефлексивного наблюдения);

в) способности личности к выстраиванию наблюдений в последовательную, логическую теорию (фаза активного экспериментирования);

г) способности использовать полученные знания, теоретические представления, практический опыт для принятия решений, решения проблем (фаза активного применения).

Появление современных телекоммуникационных сетей становится новым этапом глобальной технологизации процесса обучения. Развитие средств ИКС (инфокоммуникационной среды), обладающих интерактивностью, возможностью представления информации в любом виде, в свою очередь, существенно изменяет возможности обмена иноязычной информацией. Инфокоммуникационная среда, с точки зрения речевого общения на иностранном языке, не имеет границ и является поликультурной, т.е. представляет собой лингвосоциокультурную инфокоммуникационную среду. Следовательно, современное общество выдвигает перед сферой образования социальный заказ на формирование личности, которая обладает социальными качествами, ценностями, компетенциями, облегчающими вхождение в мировое сообщество и позволяющими успешно функционировать в нем на этапе технологизации.

Информатизация государственного образовательного сектора формируется на базе ИКС. Электронные образовательные ресурсы принципиально меняют образовательную деятельность, опираясь на достижение новых результатов образовательной среды, создаваемой в рамках личностно ориентированного обучения с приоритетным формированием у обучающихся исследовательских проектных умений и способностей. Все это актуализирует разработки в области реализации дидактических возможностей средств ИКС, позволяющих совершенствовать все виды речевой деятельности в режиме реального времени при обучении иностранным языкам.

Массовые коммуникации, как массовые каналы связи с обществом, как показывает опыт мирового цивилизационного развития, смогут эффективно функционировать только на путях социокультурной динамики. Массовые коммуникации - это одно из тех явлений общества, которое заметно сказывается на развитии социокультурных отношений на всех уровнях. Научное осмысление сущности, места и роли массовых коммуникационных процессов в жизни современного общества - насущная задача сегодняшнего дня. Развитие и широкое применение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) является одновременно важнейшим инструментом и неизбежно приводит к серьёзным социально-культурным последствиям, не все из которых могут быть оценены только как положительные. Адекватная оценка социальных последствий позволяет «блокировать» или сводить к минимуму негативные и нежелательные воздействия средств массовой информации (Интернета, телевидения, радиовещания, периодической печати, видео- и аудиосредств) на человека, помогает преодолеть до сих пор стихийный и технократический характер процесса информатизации, утвердить приоритет ценности человека по отношению к техническому средству коммуникации.

Особенность сегодняшнего нашего бытия такова, что информатизация есть одновременно и реальность, и перспектива в развитии человеческой цивилизации. Это исключительно важный момент для научного исследования массовых коммуникационных процессов в условиях нового социума. Мы много говорим о движении, развитии, но порой забываем, что общество и его различные звенья есть одновременно и нечто данное, сохраняющее свою качественную специфику подчас длительное время. Следовательно, задача состоит в том, чтобы изучать и это «данное», ставшее сложным структурно-функциональным единством, не забывая, разумеется, что оно - единство движущееся, развивающееся.

Изучение состояния информационного общества через анализ социокультурных аспектов массовых коммуникаций - это путь к познанию закономерностей общественного развития и умению воздействовать на них как в объективной, так и в субъективной реальностях.

В связи с этим, актуальным представляется изучение процессов изменения субъективного мира под влиянием социокультурных изменений объективной реальности: информатизация, охватывающая все стороны жизни общества, нуждается в самом серьёзном и всестороннем изучении, обосновании прогнозов её дальнейшего хода, в разработке конкретных мер, способных минимизировать возможные, хотя далеко не всегда непосредственно очевидные, негативные социально-культурные последствия.

Социокультурная мобильность личности как потребителя массовой информации зависит от его мотивационной сферы, информационных потребностей и интересов, а социокультурная мобильность социума - от общественного сознания и общественного мнения, во многом формируемых средствами массовой коммуникации, которые должны не только повышать эффективность просветительской деятельности, но также призваны способствовать результативности образовательной (академической) мобильности, как инструмента интеграции в международный образовательный процесс. Иначе говоря, средства массовой коммуникации должны быть не только основными каналами информирования массовой аудитории о происходящих в стране и за рубежом событиях, но и инструментами ее образования и просвещения, средствами распространения социальных и духовно-культурных ценностей, а интернет-коммуникация как новая форма коммуникации, возникшая в условиях глобального мира и способствующая его дальнейшей интеграции, может рассматриваться в качестве современного средства формирования поликультурной языковой личности, способной и готовой осуществлять поликультурное взаимодействие как в обычной коммуникации, так и в коммуникации, опосредованной инфокоммуникационной средой.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гладких В.В. Информационная культура личности как фактор успешной деятельности в современной образовательной среде // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы. Воронеж ИПЦ «Новая книга», 2011. С. 184-188.

2. Гладких В.В. Социокультурный аспект инфокоммуникационной образовательной среды // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 10, № 52, 2014. С. 45-48.

Просмотров работы: 1364