ОБРАЗ ПОЛКОВОДЦА А. В. СУВОРОВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗ ПОЛКОВОДЦА А. В. СУВОРОВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Мамедов Э.Т. 1, Губа И.А. 1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Жить – Родине служить!».

А.В. Суворов

За последние десятилетия многие привычные традиции воспитания в нашей стране испытали кризис доверия со стороны педагогов, школьников, родителей. Это коснулось и военно-учебных заведений, которые были и остаются кузницами кадров для армии, МВД, ФСБ, да и для негосударственных структур безопасности. Но воспитательная доктрина

А.В. Суворова выстояла в этом кризисе, не потеряла актуальности. Сам образ полководца, служащего примером целенаправленной и напряжённой работы над собой, и сегодня привлекает тысячи мальчишек. А литературное наследие Суворова, его блестящая «Наука побеждать», для историков и военных педагогов является не только сегодняшним, но и завтрашним днём нашей армии.

Значение слова «патриот» по Ефремовой: это тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. К сожалению, в настоящее время, патриотом быть не модно, а скорее наоборот – это вызывает саркастическую улыбку…

Сегодняшняя молодежь мало знает своих героев, патриотов, святых, великих людей России, но хорошо знают героев западных боевиков и вымышленных персонажей.

Одной из причин является утрата чувства патриотизма, героизма, гордости за свою Родину, народ и историю великой страны. Это угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях важнейшей и актуальной на сегодняшний день государственной задачей становится патриотическое воспитание.

Особую значимость данная проблема имеет для будущих офицеров, по долгу службы призванных служить Родине. Без необходимого уровня подготовки курсантов невозможно воспитать достойных сынов Отечества.

Рассматривая образ Александра Васильевича Суворова, следует отметить, что его чувство патриотизма было живым и сознательным, он гордился именем русского потому, что был сыном России. Самоотверженное и жертвенное служение Родине, вот в чем был смысл всей жизни Суворова. «Жить – Родине служить»! В этом был весь Суворов.

Хорошо известно, что Суворов вырастил себя сам, с помощью постоянного труда, физических тренировок, закаливания, неустанного самовоспитания и самообразования, это огромный и напряженный труд в течение всей жизни, труд освященный Верой и облагороженный любовью к Отечеству. Великий русский полководец, генералиссимус А.В. Суворов родился в семье генерала-аншефа В.И. Суворова сенатора, человека образованного, автора первого русского военного словаря. Многим наукам отец учил сына самолично: и иностранным языкам, и военным дисциплинам. И всё-таки А. В. Суворов остался в истории великим самоучкой — самовоспитание было в его судьбе куда важнее системного образования, важнее родительских наставлений.

Суворов участвовал в разных войнах, где показывал свои навыки ведения боя, солдаты смотрели на него и меняли свое отношение к службе, стремились быть такими как он.

Суворов вошел в военную историю как гениальный полководец. Он не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве противника. Великий полководец добился высшего звания генералиссимус всех российских войск. Это звание было наградой ему за итальянский и швейцарский походы. Генералиссимус А.В. Суворов стал одним из основоположников русского военного искусства, создав собственную военную школу и прогрессивной системой обучения и воспитания войск. Он решительно отбросил принципы кордонной стратегии и линейной тактики, разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые намного опередили его эпоху.

Память о Суворове помогала Родине и после смерти генералиссимуса, например в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне советского народа 1941-45… Этот мужественный гений, находивший кратчайшие пути к победе в самых экстремальных ситуациях, как никто другой, помогает офицерам в исполнении их долга. Все это благодаря тому, что образ Суворова, запечатленный в народной памяти, сочетает военную доблесть и православное смирение, гордость победами и умение учиться, страсть к служению Родине и к образованию. Для Суворова — бесстрашного солдата — никогда не были второстепенными вопросы морали и нравственности. Он воплощал традиционную православную этику. Суворов был отцом и братом для каждого из своих солдат и остаётся отцом Отечества в наши дни.

В XIX, и в XX веке образ Суворова был для нашей армии лучшим воспитательным примером. Вспомним годы Великой Отечественной войны. Популярность книг о полководце, кинофильма «Суворов», суворовских плакатов в Красной Армии и брошюр, адресованных командирам Красной Армии, говорит сама за себя.

Образ великого полководца стал символом военно-учебных заведений России, символом армии. Недаром во многих воинских частях и ввузах на различных плакатах и стендах мы видим его цитаты. Приведем примеры некоторых из них: «Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!», «Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага», «Воевать не числом, а умением», «Ответ: «Не могу знать» — я не приму никогда от ветерана», «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа».

Не случайно и появление суворовских училищ, созданных по образцу кадетских корпусов старой России, но с более явным акцентом на суворовское наследие (до революции имя Суворова носил один из кадетских корпусов — Варшавский). На сегодняшний день в данных училищах созданы музеи, учебные военные библиотеки, а также залы воинской славы, которые охватывают историю кадетского и суворовского движений с 1873 г. по настоящее время. Это целиком и полностью направлено на воспитание чувства патриотизма, которому нельзя научить - это воспитательный процесс, а также готовности к защите Отечества; формирование и развитие чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности; стремление к овладению профессией офицера и привитие любви к военной службе.

Цели и авторитет у человека, как известно, закладываются с ранних лет жизни, для того чтобы патриотизм мог стать нормой жизни нашего общества, чтобы традиционные понятия чести возобладали в душе большинства граждан, необходимо строить воспитание молодежи на лучших образцах и примерах, приобщая ее к опыту предшествующих поколений, напоминая при этом, что именно Россия создала удивительно высокую духовную культуру, родила и воспитала величайших мыслителей, ученых, писателей, иконописцев и художников, музыкантов и архитекторов...Недаром в гимне России есть строки: «Предками данная мудрость народная!».

Как правило, после окончания Суворовских училищ кадеты, связывают свою дальнейшую судьбу с вооруженными силами РФ.

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Но живой образ А.В. Суворова особенно дорог нам: он учит побеждать, не унывая, учит терпению и самоуважению. Ещё не раз он поможет нам советом и личным примером, когда другие помощники бессильны. Таково уж суворовское воспитание.

Литература

1. Петрушевский А. «Генералиссимус князь Суворов». - С-Петербург. - 1884, т.1. - С.16.

2. Овчиникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. № 1. – С. 93-102.

3. Соболева Н.А. О воспитании патриотизма, духовно-нравственное воспитание / эл. журн. «Педагогика online» http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/51-2012-03-04-12-09-14/472-2012-12-07-13-46-36 (дата обращения 12.12.2014)

4. http://deeplyrics.ru/citaty-suvorova (дата обращения 12.12.2014)

Просмотров работы: 2881