ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОМ И БУМАЖНОМ ВИДЕ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОМ И БУМАЖНОМ ВИДЕ У СТУДЕНТОВ

Ермолина Л.Е. 1, Лукина С.Ф. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный период развития общества характеризуется возрастающим влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, особенно интенсивно - в образовательный процесс [1, с.4]. Работа за компьютером в совокупности с умственными нагрузками, которым подвержены студенты в течение всего периода обучения, прежде всего, будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС.

В последние десятилетия для оценки функционального состояния ЦНС, анализа когнитивных процессов и индивидуальных различий, широко используют измерение времени зрительно-моторной реакции (ВЗМР). Исследование сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) при использовании разных типов когнитивных тестов: вербального и невербального характера позволяет не только определить уровень функционирования ЦНС, латентное время реакции (ЛВ), но и установить время ответной реакции при развитии дифференцировочного торможения, с развитием которого связаны вербальный и невербальный компоненты в образовательном процессе.

Регуляция функционального состояния относится к базисным механизмам интегративной деятельности мозга и существенно определяет результаты когнитивной деятельности человека [2, с.28]. Скорость и точность сенсомоторных реакций является отражением эффективности работы мозга, а значит, определение особенностей данных характеристик представляет теоретический и практический интерес.

Цель работы: исследование параметров сложной зрительно-моторной реакции и показателей ритмографии у студентов при выполнении когнитивной задачи разного характера (содержания) с бумажного и электронного носителя.

В исследовании принимали участие студенты САФУ имени М.В. Ломоносова института естественных наук и биомедицины с 3 по 5 курс. Всего было обследовано 15 юношей и 15 девушек. Средний возраст составил 21,0±2 года. Исследование проводилось вне периода сессии в первой половине дня.

Измерения сложной зрительно-моторной реакции проводили с помощью программно-аппаратного комплекса «BioMouse» (КПФ-01b). В качестве нагрузки испытуемым предлагалось выполнить тест Мюнстерберга (ТМ) и тест с прогрессивными матрицами Равена (ТР).

Для определения физиологической «цены» когнитивной деятельности использовали вариационную пульсометрию, анализировали средний RR-интервал, его отклонение SD, вариационный размах, индекс напряжения IC, ЧСС.

Результаты исследования свидетельствуют, что у 46,7% испытуемых преобладает низкий уровень сенсомоторной реакции, что говорит о воздействии совокупности факторов учебной деятельности - и как следствие: развивающееся умственное перенапряжение и риск дезадаптации к данному комплексу факторов. Среднее квадратичное отклонение статистически достоверно уменьшается на 10,8% (p

Просмотров работы: 1110