АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Зубова Д.Д. 1, Серостанова Н.Н. 1
1Воронежский институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство, но и как фактор, способствующий формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место, как на мировом рынке труда, так и в национальной экономике.

Повышение академической мобильности занимает особое место среди других направлений Болонского процесса. Берлинское коммюнике (2003г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».

«Мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства» [2].

Под академической мобильностью понимается возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы [3].

Субъектами академической мобильности являются студенты и выпускники всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), преподаватели, администраторы и сотрудники вузов, исследователи. Преподаватели и администраторы отправляются в другие (в том числе, зарубежные) вузы для стажировок, разработки учебных курсов, программ, участия в семинарах, конференциях, чтения лекций и т.д. Формами студенческой мобильности являются обучение в течение семестра или года, участие в летних школах, конференциях и семинарах, сбор данных для исследовательской работы.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под

горизонтальной - обучение в зарубежном вузе в течение ограниченного периода [1].

Виртуальная мобильность (Й. Банг, П.В.Закотнова, Н.В. Николаева, И.М.Щеткин, и др.) является формой осуществления академической мобильности, которая в отличие от пространственной (или физической), подразумевающей очное обучение в учебном заведении, способствует расширению образовательного процесса за счет использования технологий (например, электронного обучения), организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного и гибкого обучения.

Язык также является важным составляющим компонентом академической мобильности. В Болонской декларации подчеркивается уважительное отношение к сохранению языков и культур континента, однако потребность в общем языке европейского образования выдвигает на эту роль английский язык. Обучение чаще всего осуществляется на английском, однако поощряется изучение студентом языка страны пребывания.

Билингвальное образование на сегодняшний день может стать залогом получения специального образования на иностранном языке в зарубежных учебных заведениях. Целями билингвального образования являются: побуждение к изучению нескольких языков; осознание положительных качеств многоязычия; углубление процесса усвоения языкового богатства родного языка на основе лингвистического и культуроведческого сопоставления в контексте диалога культур; воспитание граждан мира, способных к взаимопониманию, сотрудничеству, мобильности в условиях открытого общества (М.Н. Певзнер, В.В. Сафонова, А.Г. Ширин и др.).

Следует отметить, что существуют реальные барьеры на пути развития академической мобильности: языковой, финансовый, информационный, структурный. Преодоление этих барьеров – сложная совместная работа всех участников процесса академической мобильности.

Академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Это сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения; процесс, который способствует успешной конкурентоспособности будущего специалиста.

Литература:

  1. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе: Методическое пособие для студентов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. И. Герцена, 2007. — 55 с.

  2. Лондонское коммюнике министров высшего образования «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира»(18 мая 2007 года) / Conference of European Higher Education Ministers (London, 17–18 May 2007) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgu.ru/node/30371

  3. Рекомендация № R (95) 8 Комитета министров Совета Европы государствам – членам по академической мобильности [Электронный ресурс] /Федеральный центр образовательного законодательства. - 2006. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel4/?doc14.html

Просмотров работы: 2279