ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Гайлис А.Я. 1, Валитова С.Л. 2
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
2Стерлитамакский филиал Башкирского Госудаственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Одной из основных проблем современной школы является пассивность учеников на уроках, отсутствие интереса к знаниям по предмету. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников и к математике. Часто дети говорят о том, что математика скучна и не вызывает у них особого интереса. М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Так что же нужно сделать учителю, чтобы у учащихся появился интерес к предмету и, следовательно, прочные знания? Как же активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках математики?

Для решения этой проблемы учителя занимаются поиском наиболее эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, а также формированию познавательного интереса.

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Самостоятельное изучение новых областей знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Для формирования познавательного интереса школьников к предмету в системе математического образования всегда применяли занимательные задания, которые способствуют активации мыслительной деятельности учащихся. Заслуженный учитель России, Шуба М.Ю., под занимательностью на уроке понимает те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Большинство учителей считает, что именно занимательные задачи должны быть обязательным элементом уроков математики. Но немногие учителя могут применять занимательные задачи на практике.

Проблема использования занимательных задач на уроке заключается в недостаточной разработанности дидактических материалов, которые бы позволили методически грамотно использовать задачи занимательного характера на уроках. Необходимы материалы для учителей, в которых занимательные задачи будут структурированы и подобраны для конкретных тем с учетом специфики содержания и уровня развития учащихся.

Для решения этой проблемы в рамках нашего дипломного исследования поставлена цель – разработать электронное учебное пособие, содержащего комплекс занимательных задач с алгебраическим содержанием, распределённых по основным сквозным линиям алгебры: «Числовые множества», «Функции», «Тождественные преобразования», «Уравнения и неравенства».

Основная цель педагогического эксперимента заключается в проверке уровня сформированности умений и навыков по решению задач занимательного характера и усвоения теоретического материала по сквозным линиям алгебры, а также познавательного интереса учащихся и повышения уровня их активности с помощью представленных занимательных задач в электронном пособии.

Ниже приведены примеры задач, которые подобраны по темам «Числовые множества» и «Уравнения и неравенства».

Для темы «Уравнения и неравенства» подобраны следующие задачи

Задача 1: Если кенгуру при прыжке оттолкнётся левой ногой, то прыгнет на 2 метра. Если оттолкнётся правой ногой, то длина прыжка составит 4м. Если же обеими ногами, то прыгнет на 7 метров. Какое наименьшее количество прыжков должен сделать кенгуру, чтобы проскакать ровно 1000м?

После задачи представлены варианты ответов, один из которых является верным.

Варианты ответа: А:142; Б: 144; В: 250; Г: 500; Д: другой ответ;

В электронном учебном пособии предложена возможность просмотреть верное решение и объяснение данной задачи, если у учащегося возникнут затруднения при её решении.

Решение: Определим, за сколько прыжков можно максимально приблизиться к отметке 1000. За 142 прыжка можно продвинуться на 994 метра. Оставшиеся 6 метров можно преодолеть за 2 прыжка: оттолкнувшись последовательно левой и правой ногой.

Кстати, если бы кенгуру умел прыгать и на 1 метр, то в 144 прыжка можно было уложиться и другим способом: 143 прыжка по 7 метров и затем на 1 метр назад.

Ответ: 144 прыжка.

Для темы «Уравнения и неравенства» подобраны следующие задачи, решение которых показано несколькими способами.

Задача 1:Некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, отработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной оплаты вместе с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан?

Решение задачи приводится двумя способами.

I-й способ.

Можно вычислить по действиям, рассуждая логически.

Работник не получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев), поэтому за один месяц ему платили 7 : 5 = 1,4 (руб.), а за 7 месяцев он получил 71,4 = 9,8 (руб.), тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).

II-й способ.

Пусть x руб. – стоимость кафтана. Алгебраическое решение задачи приводит к уравнению, применяя основное свойство пропорции.

(x + 12) : 12 = (x + 5) : 7

Х = 4,8 .

Итак, кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб).

Анализ результатов апробации пособия «Занимательные задачи по алгебре» с учащимися среднего звена средней школы №2 г. Стерлитамака, со студентами физико-математического факультета на сайте Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета позволит проверить эффективность разработанного электронного учебного пособия в формировании познавательного интереса к математике, а также уровень активной самостоятельности учащихся при работе с учебным пособием.

Литература:

  1. Егорченко И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике. – Саранск, 1999. – 199 с.

  2. Коменский Я.А. Дидактические принципы. – М: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2002. – 638 с.

  3. Райк А.Е. «Очерки по истории математики в древности» изд. 2-е, Саранск, 1977. –374 с.

  4. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. – Академия развития. Ярославль, 1997. 240с.

Просмотров работы: 1595