ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Орлова А.О. 1, Валитова С.Л. 1
1Стерлиамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время, как никогда ранее, на первый план вышла проблема развития интеллектуального потенциала вообще и отдельных личностей в частности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, уметь анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий. Эти современные процессы могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В качестве методологической базы ФГОС второго поколения используется системно-деятельностный подход, основанный на разработках известных российских психологов и педагогов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина.

В.В. Давыдов [1], который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

  • конечной целью обучения является формирование способа действий;

  • способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

  • механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ [2]. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Переход к стандартам второго поколения явился необходимостью разработки комплексов учебно-методической литературы. Целью данных пособий является организация деятельности педагогов для работы в условиях ФГОС нового поколения, ознакомление их с требованиями, которые выдвигают ФГОС в целях реализации успешного образования.

В ходе курсового и дипломного исследования был разработан комплекс уроков по геометрии для учащихся 7-го класса, занимающихся по учебнику «Геометрия 7-9 классы» А.В. Погорелова [4], направленных на формирование универсальных учебных действий, в который входят: урок-исследование; урок-проект; урок, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Оформление конспектов уроков осуществляется в комплексе по новым требованиям к материалам ФГОС второго поколения, что поможет начинающим учителям в подготовке у урокам.

Таким образом, переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у учащихся способность самостоятельно усваивать новые умения и знания. Другими словами, образование по новым стандартам должно развивать самостоятельность у учащихся, формировать способность к самообучению не только по математике, но и по другим школьным предметам.

Литература:

  •  
    1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

    2. Дидактические требования к современному уроку // Официальный сайт. URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm. - 2010. (дата обращения 13.01.2015).

    3. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.

    4. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы // Издательство Просвещение: официальный сайт. URL:

http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=40368 . – 2013. – 224с. (дата обращения 13.01.2015).

Просмотров работы: 1664