СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Савельева Е.С. 1, Гнырина С.Г. 1, Кулешова В.В. 1
1Медико-фармацевтический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Артериальная гипертензия - одно из самых распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей данного состояния является артериальное давление (АД). Для его измерения используется тонометр.

Учитывая тенденцию к увеличению численности населения пожилого возраста, рост сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности, а также необходимость регулярного контроля за величиной АД, проблема наличия тонометра в семейной домашней аптечке является актуальной и имеет медико-социальную значимость.

Для контроля за величиной артериального давления используются приборы, имеющиеся в аптечных организациях. Тонометр - прибор для измерения артериального давления. В зависимости от конструкции , а также от количества выполняемых функций на фармацевтическом рынке предлагается более 300 видов отечественных и зарубежных фирм-изготовителей.

У работников аптек возникают трудности в оказании консультативной помощи посетителям при выборе тонометра. В связи с этим, изучение информационных потребностей посетителей при его выборе и явилось целью нашего исследования. Исследование проводилось в 3 этапа: 1) разработка анкеты; 2) анкетирование; 3) анализ полученных данных; 4)разработка рекомендаций по информационному обеспечению работника аптеки для осуществления консультативной помощи покупателям.

Нами была разработана анкета, включающая 12 вопросов и состоящая из блоков: выявление социально-демографического «портрета» потребителя, изучение особенности использования прибора, анализ предпочтений потребителей приборов для измерения артериального давления; изучению степени информированности населения о приборах для измерения артериального давления и об информационных потребностях покупателей.

В анкетировании приняло участие 250 респондентов, что согласно формуле бесповторной выборки обеспечивает репрезентативность полученных результатов на 98%. Анализ анкетируемых по гендерному признаку показал, что в социологическом опросе приняли участие 56% женщин и 44% мужчин. Изучение респондентов по возрасту показало, что наибольший удельный вес приходится на возраст от 30 до 49 лет- 119(50,5%), что объясняется как раз тем, что примерно в данном возрасте пациенты чаще всего ощущают изменение величины артериального давления и понимают необходимость контроля за величиной артериального давления, а также отсутствием данного прибора в семье.

Анкетирование показало, что 35,5% посетителей аптеки имеют высшее образование, 38%-среднее специальное, и 26,2%-среднее.

Изучение места жительства респондентов выявило, что 85% из них являются городскими жителями, 9% проживают в поселках городского типа, и лишь 6%составляют сельское население. Таким образом, на основании данных анкет сформирован социально-демографический «портрет» потребителя приборов для измерения артериального давления: это женщина(56%) в возрасте от 30 до 49 лет(50,5%), имеющая среднее специальное образование (38%), проживающая в городе – 85%.

Следующий блок вопросов анкеты позволил изучить особенности использования прибора для измерения артериального давления.

В ходе анкетирования было установлено, что 37,5% опрошенных измеряют артериальное давление ежедневно, 31,8% измеряют раз в неделю, 22,4%-раз в месяц, 1,8% анкетируемых измеряют артериальное давление по необходимости. По результатам анкетирования выяснилось, что 81,5% респондентов имеют тонометр дома, а 18,5%- не имеют.

Причиной для приобретения тонометра у 31,8% населения стало назначение врача, для 10% анкетируемых причиной послужило наличие заболевания, связанного с измерением артериального давления, а 55,6% респондентов приобретают тонометр для самостоятельного контроля за артериальным давлением, причем большинство 96% посетителей аптеки считают, что регулярное измерение артериального давления помогает своевременно лечить (предотвратить) заболевания, связанные с изменением артериального давления.

Следующий блок вопросов анкеты позволил изучить предпочтения в выборе тонометров потребителей.

Изучение мнения посетителей аптеки о предпочтении определенного вида тонометров показало, что 68%-полуавтоматические, 14% предпочитают механические тонометры, 12%-автоматические. Для 6% опрошенных вид тонометра не имеет значения.

Изучение предпочтений о выборе фирмы изготовителя тонометра выявлены следующие результаты: наиболее удобными в использовании 37,6% посетителей аптеки считают тонометры фирмы Omron, 14% отдают предпочтение японской фирме Nissei, 6% предпочитают тонометры фирмы Little Doctor, а для 25,4% опрошенных наиболее привлекательными являются тонометры других фирм.

Изучение результатов анкетирования по вопросу о наиболее оптимальной стоимости тонометра показало, что 72% посетителей аптеки считают оптимальной стоимостью тонометра - 1000-1500 рублей; 7,3% опрошенных от 1500-2500 рублей, 8,9% опрошенных, от 500 до 1000 рублей, для 8% респондентов оптимальная цена тонометра до 500 рублей, а для 4% цена тонометра не имеет значения.

Следующий блок вопросов анкеты позволил изучить информационные потребности потребителей приборов для измерения артериального давления.

По вопросу о получении информации, необходимой при выборе тонометра от работника аптеки мнение посетителей распределилось следующим образом: 58,7%, что правила эксплуатации тонометров,22,6% считают, что это вид тонометра(механический, полуавтоматический или автоматический), для 11,5% о наличии автономного питания, 9,8%, что срок службы, , 6% считают важным получить другую информацию, а для 5% важна информация о цене.

В результате социологического исследования был сформирован портрет потенциального потребителя тонометров в аптеке, выявлены особенности использования прибора, предпочтения потребителей приборов для измерения артериального давления; степень информированности населения о приборах для измерения артериального давления, информационные потребности покупателей.

Таким образом, на основе результатов социологического изучения мнений потребителей приборов для измерения артериального давления, разработаны рекомендации для работников аптек, занимающихся реализацией тонометров. Разработанные рекомендации улучшат качество фармацевтической помощи и повысят профессиональный имидж работника аптеки.

Просмотров работы: 2310