ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

Дороничева Е.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни человека общение играет важнейшую роль, так как позволяет человеку нормально развиваться и адаптироваться к жизни в социуме. Поэтому так важно изучать особенности общения на различных этапах развития человека. Мы считаем, что самым важным этапом развития навыков общения является старший школьный возраст. Значение процесса общения в старшем школьном возрасте трудно переоценить. От того, насколько эффективно будет складываться процесс общения со сверстниками, будет зависеть дальнейшее формирование личности старшеклассника. [2]

Феномен коммуникативной компетентности достаточно широко представ лен в психолого-педагогической литературе А. А. Бодалев, С. Л. Браченко, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, О. В. Крючкова, В. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский, Г. С. Трофи мова, Ю. Л. Ханин и др.

Согласно определениям о компетентности из психологических трудов: коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения и формируется не только в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения [3]

Перечислим составляющие коммуникативной компетентности личности: знание норм и правил общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки, способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.[5]

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Низкий уровень коммуникативной компетентности приводит к снижению учебной успешности, хуже протекает адаптация старшеклассника в новых коллективах, снижается эмоциональное благополучие.

Можно выделить несколько причин снижения уровня коммуникативной компетентности старшеклассников:

  1. Школьники в последнее время часто прибегают к общению в сети, некоторые полностью его заменяют на реальное взаимодействие со сверстниками. Общаясь «онлайн» они порой забывают о стараются сократить и упростить свою речь. Теряют свои индивидуальность и уникальность. Так же очень сложно выразить свои эмоции в общении. Часто юноши употребляют ненормативную лексику, забывают об уважении собеседника и правилах этикета.

  2. Снижение интереса к чтению приводит к общей безграмотности. Чтение положительно влияет на культуру речи школьников. Они перестают употреблять в речи ряд языковых оборотов, эпитетов, парафраз…Все это так же негативно влияет на уровень коммуникативной компетентности.

  3. Низкий уровень общения в семье. Эта проблема так же актуальна и влияет на общение подростков. Современные родители вынуждены много времени проводить на работе или же занимаясь своими делами не обращая внимания на важный аспект общения с ребенком. А где, как не в семье закладываются правила и нормы общения?!

  4. В учебном процессе очень плотно закрепилась методика тестирования в качестве проверки знаний. Предлагая, выбрать школьнику уже готовый вариант мы лишаем его возможности поразмыслить, выдвинуть свою точку зрения и озвучить ее.

  5. Так же есть ряд психологических причин снижение уровня общения. Это наличие личностных барьеров, низкий уровень эмоциональной регуляции, психофизические нарушения, темперамент, застенчивость, наличие стереотипов и многое другое.

Мы выделили лишь несколько причин уровня снижения коммуникативной компетентности старшеклассников. Решив данные проблемы в воспитательном и образовательном процессе мы повысим уровень коммуникации среди подростков и юношей, что будет очень значимым фактором в формировании разносторонней личности. В подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. И у отечественных и зарубежных исследованиях в процессе обсуждения проблем общения, выявляются многие общие черты. Одной из них является признание того, что общение играет важную роль в формировании личности.

1. Батаршев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности -Талинн, 2010. - 189 с.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности - М.: Воронеж, 2005. - 138с.

3. Давыдов, В.В., Запорожец, А.В. Психологический словарь / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР- М.: Педагогика, 2013. - 148с.

4. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологии детей /И.В. Дубровина - Москва: Просвещение, 2009. - 182 с.

5. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания - М., Пед. Об-во России, 2011. - 320 с.

Просмотров работы: 4387