Атрофический ринит (Rhinitis infectiosa atrophica, ИАР, бордетеллиоз свиней) – хроническая инфекционная болезнь поросят, характеризующаяся серозно-гнойным ринитом, атрофией носовых раковин, деформацией костей лицевого черепа, бронхопневмонией и задержкой роста.
Болеют поросята в возрасте от 1 до 3 недель. Заболеваемость достигает 50-80%. Взрослые свиньи болеют бессимптомно и представляют основную опасность в распространении инфекции среди новорожденных поросят. Возбудитель передается воздушным путем, не исключен прямой контакт и алиментарный путь заражения, также распространять инфекцию могут грызуны и черви. Инфекция протекает спорадически при первичном его возникновении, а в стационарно неблагополучных хозяйствах – гнездово-спорадически. Распространяется инфекция медленно, достигая максимума охвата поголовья на 3-4 год, и может регистрироваться в течение многих лет.
Возбудитель, попав в организм респираторным путем, размножается на слизистой оболочке носовой полости, вызывая катаральный, а затем катарально-гнойный ринит. Под влиянием нарушения фосфорно-кальциевого обмена и гиповитаминоза А возникают дистрофические процессы. Воспалительные процессы ведут к исчезновению сети венозных сосудов с заменой их фиброзной тканью. У поросят происходит атрофия носовых раковин, решетчатых костей с деформацией лицевой части головы.
Инкубационный период составляет 3-30 дней. Течение болезни подострое и хроническое. Заболевшие поросята-сосуны становятся беспокойными, чихают, фыркают, трутся пятачком об окружающие предметы. Истечения из носа вначале серозные, затем слизисто-гнойные. Набухание слизистой оболочки носа вызывает закупорку слезных протоков, что сопровождается слезотечением и появлением в нижних углах глаз темных пятен; характерна отечность нижних век. Больные поросята бегают, трясут головой, зарываются в подстилку, могут наблюдаться носовые кровотечения. Острый катаральный ринит продолжается 2-3 недели, затем видимые симптомы исчезают. Болезнь принимает хроническое течение. На фоне улучшения общего состояния и отсутствия признаков ринита происходит атрофия носовых раковин и костей лицевого черепа. При поражении обеих носовых полостей происходит выпячивание носа вверх (мопсовидность), а при поражении одной половины носа верхняя челюсть искривляется в сторону (криворылость). Такие изменения отмечают у 50% больных поросят в возрасте 3-4 месяцев. Способность принимать корм у них резко нарушается, они отстают в росте и развитии. У некоторых поросят наблюдаются осложнения: бронхиты, пневмонии, гнойные отиты, нервные явления (вовлечение в процесс решетчатой кости и мозговых оболочек). Часто вследствие осложнений поросята гибнут.
В острой стадии болезни у поросят слизистая оболочка носовой полости воспалена, на ней находят слизистый или слизисто-гнойный экссудат, после удаления которого обнаруживают гиперемию и кровоизлияния. У более взрослых животных выявляют различной степени выраженности атрофию носовых раковин. В тяжелых случаях болезни полностью разрушаются носовые раковины и на их месте остаются только складки слизистой оболочки, покрытые гноем. Хрящевая перегородка истончена, искривлена, также отмечают истончение верхнечелюстных костей.
Диагноз ставят на основании эпизоотологических, клинических и патологоанатомических данных. При слабовыраженных клинических признаках необходимо проводить рентгено- и риноскопию, а также лабораторное исследование носовой слизи для обнаружения возбудителя.
Длительное время существовали и различные точки зрения на этиологию инфекционного атрофического ринита: наследственная, алиментарная и инфекционная. В настоящее время инфекционисты признают возбудителем заболевания бактерии вида Bordetella bronchiseptica.
Мы изучили биологические свойства лабораторных штаммов Bordetella bronchiseptica. Работу проводили на базе научно-исследовательского инновационного центра микробиологии и биотехнологии кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ВСЭ ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». В работе использовали референс-штаммы B.bronchiseptica, а также полевые штаммы, выделенные из биоматериала клинических образцов. Всего было исследовано 7 штаммов B.bronchiseptica. Учитывали следующие биологические свойства бордетелл: морфологию, характеристики окраски, специфические особенности роста на различных питательных средах и биохимические признаки деградации различных субстратов. Были использованы общепринятые микробиологические методы, соответствующие им среды и реагенты [1-3].
При окраске по Граму, Ольту установили, что все штаммы B.bronchiseptica представляют собой мелкие, грамотрицательные коккобациллы, располагающиеся одиночно, парами, редко цепочками. Овоидные палочки имели ширину 0,2-0,4 мкм, длину 0,5-1,5 мкм, спор не образовывали. Морфологической особенностью возбудителя была его фенотипическая вариабельность: наличие вирулентной (I), промежуточной (II) и вирулентной (III) фаз. Бордетеллы в авирулентной фазе подвижны за счет перитрихиально расположенных жгутиков. Жгутики обеспечивают продвижение бактерий по дыхательному тракту в места богатые питательными веществами (рис. 1). По данным отечественных и зарубежных исследователей у вирулентной фазы бордетелл жгутики не образуются, что является следствием отрицательной регуляции синтеза флагеллина [4]. Подвижность авирулентной фазы B.bronchiseptica можно отнести к числу потенциальных факторов вирулентности, поскольку она обеспечивает распространение агента по слизистой оболочке респираторного тракта в момент заражения животного. Кроме того, между подвижностью бордетелл и способностью к внутриклеточной персистенции выявлена позитивная корреляция [5].
Рис.1. Авирулентная фаза штамма B.bronchiseptica 8433 (35х103) |
Рис.2. Вирулентная фаза штамма B.bronchiseptica 7 (50х103) |
У вирулентной фазы жгутики не образуются. При переходе в вирулентную фазу бордетеллы покрываются нежной микрокапсулой.
Анализ результатов культивирования штаммов на жидких и плотных питательных средах показал, что бордетеллы являются строгими аэробами с оптимальной температурой роста 35-37°С, при рН от 4 до 7,5. В МПБ через 48 ч инкубации бордетеллы вызывали равномерное помутнение с последующим образованием осадка и пристеночного кольца. B.bronchiseptica образовывали мелкие колонии диаметром до 1-2 мм через 18-48 ч на обычных и селективных средах и более крупные колонии до 3-4 мм при длительном культивировании (более 48 ч).
На МПА через 24-48 ч бордетеллы образовывали несколько фенотипов, соответствующих различным фазовым состояниям бордетелл. Через 18-24 ч инкубации регистрировали появление мелких, блестящих, сероватых и серо-белых слабовыпуклых влажных колоний размером от 1 до 2 мм.
Через 48 ч инкубации размер составлял от 2 до 3-4 мм, появлялись плоские колонии с приподнятым центром, маслянистые, легко снимающиеся с поверхности. При длительном культивировании колонии бордетелл резко различались внешне, как по размерам (некоторые достигали 13 мм), так и по характеру: с ровными и шероховатыми краями, выпуклые и плоские, блестящие и матовые, белые жемчужные и серые с голубоватым оттенком. Наблюдаемые типы колоний соответствовали разным фазам инфекционного цикла микроорганизма. В среднем размер колоний на МПА составлял через 24 ч культивирования 1,3+0,7 мм; через 48 ч - 2,5±1,2 мм; через 72 ч: 7,6±5,7 мм. Также регистрировали наличие промежуточных вариантов (фаза II).
Для исследования гемолитической активности мы наблюдали за штаммами B.bronchiseptica в поле зрения микроскопа в течение 20-30 мин. Для микроскопии готовили эритроцитарную взвесь в разведении не более 2×104 эритроцитов в мл. Готовили препарат по типу “висячая капля” с эритроцитарной взвесью и 1-2 суточной агаровой культурой B.bronchiseptica. Наблюдали адсорбцию клеток бордетелл на поверхности эритроцитов и обесцвечивание последних под (увеличение ×100×15). Мы установили, что экспресс-метод применим для оценки штаммов обладающих даже слабым β-гемолизом и занимает до 30 минут, тогда как традиционный способ проводится в течение 48 ч.
Исследования биохимических свойств показали, что штаммы B.bronchiseptica не ферментируют углеводы и многоатомные спирты. В реакции с глюкозой некоторые штаммы образуют небольшое количество кислоты. Все штаммы B.bronchiseptica образуют индол. Тесты на наличие цитохромоксидазы, уреазы, каталазы у всех 47 штаммов возбудителя - положительные. При определении наличия фермента нитритредуктазы слабая положительная реакция была заметна у всех штаммов только на вторые сутки. Установили, что все исследуемые штаммы не обладают дезоксирибонуклеазной активностью, не нуждаются в факторах роста X и V, не образуют фермент желатиназу.
Следует учитывать, что отдельные фенотипические признаки имеют сходные черты у большого количества бактериальных видов, поэтому методология микробиологической идентификации должна основываться на использовании совокупности тестов, комбинация которых и является инструментом идентификации.
Лечение атрофического ринита эффективно только в начале болезни в остром периоде. При выраженных процессах атрофии, мопсовидности и криворылости больных не лечат, а выбраковывают. В крупных свиноводческих хозяйствах лечение не проводят, так как это экономически не выгодно. Для лечения используют различные антибиотики, орошая ими носовую полость. Эффективно лечение раствором стрептомицина в течение 2...3 нед. Лучшие результаты дает применение аэрозолей стрептомицина, дибиомицина. Аэрозоль 1%-ного раствора хлорамина в дозе 3 мл/м3 оказывает и лечебный, и профилактический эффект.
Решающее значение в профилактике болезни имеют правильный подбор и полноценное кормление свиноматок в период подготовки к случке и в период супоросности. Комплектовать племенное ядро следует из свиноматок, имеющих 3 и более опоросов, и хряков не моложе 2 лет, также нельзя допускать близкородственного разведения свиней. Вновь приобретаемых свиней следует выдерживать в карантине в течение 30 дней, а поступивших в хозяйство супоросных маток содержать в изоляции до 8 недель после опороса. При размещении свиней разных возрастных групп содержат раздельно. При возникновении инфекционного атрофического ринита больных свиней изолируют и убивают, а подозрительных по заболеванию ставят на откорм. Эффективным способом борьбы с болезнью считают убой свиноматок и хряков, в потомстве которых выявлены больные ринитом поросята. Свинарники и территорию ферм очищают и дезинфицируют растворами едкого натра, формальдегида, свежегашеной извести, проводят дератизацию. Хозяйство признают оздоровленным при отсутствии больных поросят в течение 1 года, а для племенных хозяйств – отсутствии больных в двух ступенчатых потомствах.
Библиографический список:
Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических исследований / А.С. Лабинская - М.: Медицина, 1978. – 394с.
Медицинские лабораторные технологии / В.Г. Владимиров [и др.] – С.–Пб.: Интермедика, 2002. – Т.2. С.319-384.
Микробиологическая диагностика бактериальных болезней животных / Д.И. Скородумов [и др.] // М.: ИзографЪ, 2005. – 656 с.
Шуляк Б.Ф. Руководство по бактериальным инфекциям собак. Грамотрицательные бактерии / / Б.Ф. Шуляк // М.: ОЛИТА, 2003. – Т.2. - 608с.
Bemis D.A. Bacteriological variation among B.bronchisеpticaisolates from dogs and other species / D.A. Bemis, H.A. Greisen, M.J.G. Appel // J. Clin. Microbiol. – 1977. – V.5. – P.471-480.