РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕЛОВОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕЛОВОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рыжкова Е.А. 1, Ермолаева Л.Д. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В период становления информационного общества с каждым днем увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в самых разных профессиональных отраслях. Вследствие международной экономической интеграции наряду со специфическими знаниями по той или иной специальности немаловажную роль играет знание иностранных языков. Сегодня это один из параметров, по которому оцениваются соискатели на различные должности. Уважающие себя фирмы не скупятся на обучение своих сотрудников, понимая, что вложение оправдано.

Социально-политические изменения в ряде европейских стран в конце восьмидесятых годов прошлого столетия привели к интенсификации процесса формирования европейского рынка труда нового типа, что проявилось, в частности, в более активном привлечении западноевропейскими компаниями на работу руководителей из восточноевропейских стран. Многие исследователи считают, что знание различий в стилях делового общения может быть решающим, когда компании оценивают потенциальных работников, бизнес партнеров и поставщиков. При игнорировании данных моментов деловые отношения могут испортиться или даже не состояться [1]. Стоит обратить внимание на различия понятий "профессиональное общение" и "деловое". "Осуществлять деловое межкультурное взаимодействие на высоком уровне требует не только словарного запаса определенной тематики, но и деловой культуры"[3].

"Деловая культура - это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, выработанных поколениями людей. Она включает систему кодифицированных образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме" [4].

В качестве примера можно взять федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Бизнес - информатика». Он предусматривает владение "...одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; ...навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; ...иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников" [5]. Такой подготовке бакалавра должна способствовать дисциплина «Деловой иностранный язык».Любое общение порождается потребностью в нем и предполагает достижение какой-либо цели. Все многообразие целей можно свести к трем основным типам: информационная (донести свою информацию до собеседника и убедиться в том, что она получена), предметная (что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника), коммуникативная (сформировать определенные отношения с собеседником; коммуникативные цели свойственны таким речевым формулам, как приветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплимент). Деловое общение в самом широком смысле – это вид общения, направленный на достижение деловой цели. Деловая цель также бывает предметной, информационной и коммуникативной. Однако в деловом общении человек ставит задачу побудить собеседника учесть в своих действиях его интересы [6].

Деловое общение также подразделяется и по каналам передачи информации. Оно может быть устным и письменным. Письменное общение осуществляется посредством служебной записки, делового письма, электронного сообщения, объявления, отчета. Устное деловое общение подразделяется на деловое общение «лицом к лицу» (face to face) – это диалог, монолог, полилог и телефонное деловое общения.

Конечно, каждый вид общения и каждый канал передачи и получения информации интересен с точки зрения взаимодействия культур. Каждый из них имеет свои национально-культурные особенности.

Однако абсолютно разделять профессиональное и деловое общение не стоит, ведь изучение иностранного языка необходимо увязывать с главной целью - формирование профессиональной компетенции у студента. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать следующие: а) общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке; б) анализ социальных и профессиональных ситуаций; в) выполнение творческих заданий с профильным содержанием; г) игровые ситуации, ролевые игры и др. [2]. Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в вузе наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом знаний, умений, навыков, прежде всего профессиональных. Таким образом, не стоит недооценивать занятия по деловому общению на иностранном языке, ведь владение профессиональными и деловыми иноязычными компетенциями позволяет читать тексты профессионального характера и извлекать информацию из печатных и электронных источников информации; воспринимать на слух сообщения профессиональной тематики и вычленять информацию в соответствии с коммуникативной задачей; выражать свои мысли в виде устных и письменных текстов, демонстрируя знание грамматики и владение профессиональной терминологией в межличностном и деловом общении; вести диалог, полилог; делать сообщения/доклады на профессиональную тематику; вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию, приводить примеры. Все эти навыки вносят огромный вклад в формирование профессиональных компетенций студентов.

Библиографический список

1. Бренина Н. В. Этнокультурные стереотипы в контексте делового общения//Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения - Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции РУДН. – 2008.

2. Войтов М.Ф. Модульный принцип преподавания иностранных языков как один из способов формирования языковой компетенции студентов// Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам - Сборник Материалы международной научно-практической конференции УО «ВГУ им. П.М. Машерова, проводимой в рамках Программы ТЕМПУС IV, Витебск, 6 – 8 октября 2010 г.

3. Дудник А.О., Формирование деловой культуры экономиста при помощи картографического метода на занятиях иностранного языка// Научно-педагогический интернет-журнал «The E missia. Offline Letters» , Электронное научное издание, сентябрь 2011.

4. Мицич П.В. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987. 208 с.

5. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Бизнес - информатика»

6. Электронный источник, дата обращения 23.11.2014 http://www.tsnnov.ru/stati/uspeh-delovogo-obshcheniya/

Просмотров работы: 766