Гиперактивность в переводе с латинского языка означает «активный, деятельный, действенный», а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. “Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.”
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 году, в медицинской литературе появилось описание «лёгкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрия (нарушение артикуляции речи), дискалькулия (нарушение счёта), недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.
В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие, такие как : «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ)»,или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуется отечественная медицина в настоящее время.
СДВГ – это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), то есть очень лёгкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определённых структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
Диагностические симптомы гиперактивных детей:
Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
Согласно Д. Коннерсу диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто “распущенность” ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. По мнению А.И. Копытина, Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные.Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия-и т.д.В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.
Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.
Внимания хотелось бы уделить именно сказкотерапии как одной из возможных средств коррекции гипперактивного поведения у детей.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.
Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.Метод сказкотерапии направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Он имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра - психотерапия) обратились к сказочному наследию, собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.
С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии - это вдумчивая работа с уже существующими, «литературными» сказками.
Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с юнгианством.
Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.
Дети с СДВГ очень активны, что является хорошим толчком их интереса к занятию сказкотерапией. Напраленная активность всегда приносит свои плоды. Дети испытывают некую дисгармонию не осозновая причин отрицательных реакций на их возбужденность, принимая ее как обыденность. Суть же сказкотерапии как метода коррекции гиперактивного поведения у детей содержится в интеграции внутреннего понимания ребенком самого себя и восприятия его другими. Осознание и перевод энергии в мирное русло. Сказка это то, что легко дается пониманию и что всегда закрепляется за ребенком правдивым словом. В качестве приложения к сказкотерапии можно использовать и телесно-ориентированный арттерапевтический подход, представляющий бережное воздействие на тело путем особых прикосновений, своеобразной телесной “лепки”. Body-арттерапия (телесно-ориентированная арттерапия)– терапевтический метод работы с телом с использованием различных арттерапевтических инструментов: безопасные краски, мука, вода, крупы, природные материалы и др.
Работа с художественными материалами происходит с телом или на теле, сочетает в себе телесное и творческое выражение и направлена на метафорическую отработку и преобразование телесного симптома в ресурс.
Данный метод работает аккуратно, безопасно, не травмируя психику. В процессе работы ребенок в игровой форме сам находит необходимую для преобразования метафору и ”отыгрывает” взаимодействие с симптомом, целительным для себя способом.
Взаимодействие с симптомом происходит на телесном уровне, на уровне телесной памяти, меняя патологические телесные паттерны на природные, естественные. В совокупности эти два подхода организуют идеальный дуэт коррекционной методики, оказывающей помощь детям с гиперактивностью.
Список литературы:
Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - с.39-42.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2001. – 96 с.
Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - №1. - с. 31-36.
Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6.
Психологический словарь, 1997, с. 72
Вачков, И. Сочиняем сказки / И. Вачков // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2003.- № 19 / 16-22 мая. - С. 16.Упражнение "Сочиняем сказки" используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов и учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей работе элементы сказкотерапии.
Глозман, Ж. Расскажи мне сказку...: методический материал / Ж. Глозман // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2006.- № 17 / 1-15 сент.- С. 37-39.
Исаева, Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7.- С. 19-24: ил. Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения.
7