РОЛЬ ЭМПАТИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЭМПАТИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной проблемы выражается в том, что эмпатия оказывает влияние на дальнейшую жизнь подростка. Эмпатия очень важна в выстраивании взаимопонимания между людьми. Теплые взаимоотношения родителей с детьми, сопереживание взрослых другим людям и желание помочь тем, кому трудно, конечно же, развивают эмпатию. Способность к эмпатии положительно сказывается на разных эмоциональных способностях и социальных достижениях подростка во взрослой жизни.

Данной проблемой занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Это А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг, Т. П. Гаврилова, В. В Зеньковский, Г. Ф. Михальченко, Л. А. Сивицкая, В. П. Кузьмина, И. М. Юсупов, М. В. Осорина и др.

Подростковый возраст – кризисный период в становлении личности ребенка. В подростковом возрасте человек переходит от детства к взрослости, начинает по-другому смотреть на мир, происходит формирование морально-нравственных ценностей, установок на отношение к людям, в структуру которых непременно входит эмпатия.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Именно в нем осваиваются нормы социального поведения и морали, устанавливается уважение друг к другу, появляются новые интересы. Дети общаются, их отношения строятся на товариществе, полном доверии и стремлении к абсолютному взаимопониманию. Общение со сверстниками становится острой потребностью подростка и связано со многими его переживаниями. Среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. Способность к эмпатии является основой для дружбы, которая занимает огромное место в межличностном взаимодействии подростков[3].

Эмпатия – духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания[2].

В общении подросток реализует свои интересы, формирует представление о себе и об окружающем мире. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что общение оказывает огромное влияние на становление личности подростка.

Т. П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнёру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он в ней особо нуждается. Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств [1].

Проявить эмпатию по отношению к собеседнику во время общения – значит, посмотреть на ситуацию его глазами, вникнуть в его эмоциональное состояние, с помощью воображения представить его чувства и подумать, как сам себя повел бы, будь он на месте собеседника, постараться его понять и принять. Все это создает благоприятную ситуацию для выстраивания диалога, разрешения проблем, принятия совместных решений. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности подростка по отношению к другим. Эмпатия поддерживается общественными нормами жизни.

Эмпатия позволяет понять сущность другого человека, уловить суть мотивов и смысл его поступков. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Впечатления, возникающие при восприятии другого человека, играют важную роль в понимании и общении. Особое место отводится эмпатии как способности эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Итак, эмпатия является эффективным инструментом общения между людьми и оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс становления личности подростка.

Список литературы

  1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. - 2012. - №8. - С. 254-256.

  2. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.

  3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина – М.: Академия, 2009.

Просмотров работы: 2052