Состояние здоровья населения - один из основных критериев благополучия общества. Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В России, в настоящее время, профилактика заболеваний и сохранение здоровья общества приобретают все большую значимость. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения в России.
Согласно исследованиям М.Н. Беловой, З.С. Макаровой, Б.Н. Капустян, Т.Я. Чертюк 75% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. И в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы, так как она не учитывает конкретных условий всех учебных учреждений и не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем, а также недостаточно реализует потребности детей в движении.
Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры.
Одной из важных проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стать задача по формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятию физической культурой.
Мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности ученого процесса.
Мотив — повод, источник, внутренняя побудительная причина поведения человека. Мотивы поведения основаны на потребностях человека и в соответствии с ними могут быть самыми разными: биологическими, социальными, осознаваемыми и неосознаваемыми.
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном мотив рассматривается: как побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния.
Мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация, определяется целым рядом специфических факторов. Она определяется образовательной системой, образовательным учреждением, организацией образовательного процесса. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка) его взаимодействие с другими учениками. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, а также особенностями учебного предмета.
Одним из компонентов мотивации является мотивация к избеганию неудач. Особенно ярко это проявляется на уроках физической культуры, когда школьники занимаются совместно. В таких условиях четко видны навыки каждого школьника. Так как физическим воспитанием детей занимаются чаще всего родители и нет обязательного посещения спортивных кружков, то некоторые дети не являются физически развитыми. Разница между их успехами в одном и том же классе может быть весьма велика. В таких случаях, у детей не имеющих определенные физические навыки начинает преобладать мотивация к избеганию неудач. Она может проявляться в совершенно разных формах.
Таким образом одной из главных задач педагога является создание таких условий на занятии физической культуры, которые способствовали бы гармоничному развитию каждого ребенка и не вызывали у него дискомфорт.
В России за последние годы значительно улучшилось состояние физического воспитания в школах. Особенно резко обозначился этот сдвиг в учебной работе. Заметно повысилось качество уроков физической культуры.
Качество урока физической культуры зависит от уровня квалификации учителя физической культуры, от его трудолюбия, требовательности к себе, от любви к детям, собранности и целеустремленности, от умения анализировать свои наблюдения и действия, обобщать опыт. Не может быть эффективного учебного процесса без тщательной подготовки педагога к каждому занятию. Учителю нужно уметь управлять учебным процессом, а для этого надо много знать, правильно планировать уроки, четко ставить конкретные задачи обучения и воспитания.
Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений.
Спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Подвижные игры, также становятся хорошим средством физической культуры в формировании мотивации учащихся к уроку физической культуры. По накалу борьбы на площадках, всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперничества эти маленькие поединки едва ли уступают масштабным соревнованиям взрослых.
Для подростка характерно то, что в его психологии и поведении противоречивым образом сочетаются детские и взрослые черты. Основные психологические особенности подростка: достаточно высокая развитость познавательных процессов, потребность быть и казаться взрослым, стремление к интенсивному общению со сверстниками в замкнутых возрастных группировках за пределами школы и дома, наличие акцентуированных черт характера, появление интереса к сверстникам и взрослым людям противоположного пола, связанного с ускоренным половым созреванием.
Подростковый возраст является периодом полового созревания. За несколько месяцев, меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие подростков протекает неравномерно, эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга; в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.
К особенностям проведения урока в школе относятся: ориентация на среднего ученика, преобладание фронтальной работы, установка на непрерывный контроль, жесткая связь контроля и оценки, усиленный гиперконтроль со стороны учителя за деятельностью учащихся.
Выделяют следующие особенности организации физкультурно-спортивной деятельности в школе: не всегда есть гимнастические залы, благоустроенные комплексные площадки.
Средства физического воспитания можно рассматривать как способы повышения мотивации учебной деятельности в школе. К ним относятся скиппинг, аэробика, атлетическая гимнастика, подвижные и спортивные игры.
В заключении хотелось бы сказать, что при составлении учебного плана по физической культуре желательна ориентация на среднего ученика со средними умениями и навыками. Возможно включение индивидуальных заданий в структуре урока, что могло бы привести к развитию мотивации в учении не только на уроках физической культуры, но и в учении в целом.