ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и учёных, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Вопросы, посвящённые проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учёными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. Т. Хоментаускас, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остаётся с ребёнком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребёнка большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются российские учёные. Например, Т. И. Пухова, Б. И. Кочубей, Е. Григорьева и др.

Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка, но всё же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением психического здоровья ребёнка.

В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья – это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже – одинокий отец).

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни, в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребёнок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребёнка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка.

Психологические исследования А. И. Захарова, О. Смирновой, B. C. Собкина, З. Матейчека, Я. Г. Николаевой и др. свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей.

У таких детей хуже успеваемость, они склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениям инфантильности, нередко негативно относятся к родителям. Отличаются от сверстников нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством непохожести на ровесников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в её повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений её поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье отсутствует главное – пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей – будущих супругов и родителей – определённая возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искажённое представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жён, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития.

Сегодня для оказания помощи таким семьям в дошкольном учреждении работают психологи, которые систематически проводят диагностику неполных семей -выявляют основные проблемы, исследуют процесс развития и воспитания детей, вырабатывают рекомендации по усовершенствованию работы с детьми из неполных семей.

Социальная-педагогическая поддержка неполных семей в условии дошкольного учреждении.

Социально-педагогическая поддержка - форма социально-педагогической работы, когда в течение длительного времени неполной семье оказываются различные виды помощи, направленные на комплексное решение его проблем

Социально-педагогическая поддержка в дошкольном учреждении может быть индивидуальной (поддержка одного семьи) и групповой (поддержка нескольких неполных семей, имеющих схожие проблемы).

Поддержка - это комплексная форма, в основе которой лежит единство четырех функций:

​ диагностики существа возникшей проблемы;

​ информация о путях возможного решения проблемы;

​ консультация на этапе принятия решения и проектирования плана решения проблемы;

​ первичная помощь, направленная на решение возникшей проблемы.

Основными принципами поддержки неполной семьи в условиях жизнедеятельности являются:

1.​ Рекомендательный характер совета психолога. Ведущей идеей социально-педагогической поддержки в дошкольном учреждении выступает положение о необходимости развития самостоятельности неполной семьи в решении актуальных для него проблем. Все советы психолога могут носить только рекомендательный характер.

Ответственность за решение остается за неполной семьей (при работе с ребенком, ответственность за решения остается за родителем). На разных стадиях решения проблем психолог может стремиться дополнить своими советами.

2.​ Приоритет интересов социально-педагогической поддержки в дошкольном учреждении в возникновении проблемной ситуации выступает социальное окружение ребенка из неполной семьи.

Социально-педагогическая поддержка неполных семей в дошкольном учреждении будет эффективна при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем.

Тренинг - проигрывание каких-либо ситуаций, осмысление проблем неполной семьи. Групповая форма работы, эффективно влияющая на сознание и поведение. Тренинги способны донести необходимую информацию до неполны семей через участие в деятельности.

Консультация- форма социально-педагогической коррекции, при осуществлении которой психолог помогает изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты поведения, для активного, конструктивного взаимодействия с людьми.

В социально-педагогической поддержке неполных семей велика роль психолога в дошкольном учреждении. Осуществляя социально-педагогическую поддержку неполных семей в дошкольном учреждении, психолог использует следующие функции:

​ учителя - дает социальные педагогические знания и помогает приобрести социально-педагогический опыт неполной семье;

​ консультанта-консультирует ребенка и его семью по возникающим вопросам;

​ брокера - направляет неполную семью, родителя, с которым проживает ребенок к специалистам и другим службам;

​ адвоката - защищает права неполной семьи и непосредственно его семьи при возникающих медицинских, психологических, педагогических проблемах;

​ советника - информирует неполную семью о важности и возможности взаимодействия с субъектами оказания социальной и других видов помощи;

​ мобилизатора-мобилизует неполную семью на решение жизненных проблем;

​ корректора - корректирует поведение ребенка из неполной семьи

Психологи осуществляют помощь в оказании социально-психологических проблем по предотвращению психологических проблем неполным семьям и проводят работу по решению уже имеющихся психологических проблем.

Психолог дошкольного учреждения осуществляет:

​ поиск и привлечение к работе воспитателей, которые могут помочь в решении проблем клиента;

​ обеспечение координации деятельности государственных и общественных учреждений для решения проблем;

​ неполных семей в активное решение собственных проблем;

​ помощь в социальном и педагогическом развитии неполных семей, включая повышение их социальной и педагогической культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

​ помощь детям из неполных семей в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (искусство, художественно-прикладное творчество, радиотехника и т.д.);

​ помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

​ организация консультаций родителям по вопросам воспитания, проведения досуга.

Совместными усилиями специалистов разных учреждений достигается: психологическая коррекция, педагогическая коррекция, оздоровление.

Социально-педагогическая поддержка обеспечивает создание условий для принятия неполными семьями оптимальных решений в различных жизненных ситуациях.

Социально - психологическая коррекция вскрывает конфликты внутри семейных отношений и отношений между семьей и обществом. Ее цель помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Социально-педагогическая поддержка неполных семей не может бьсть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи.

Социально-педагогическая работа в неполных семьях должна бьсть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между психологом и родителями. Но такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями от психологов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность

Пути и способы взаимодействия дошкольного учреждения с неполной семьей.

В условиях низкой мотивации обращения неполны семей за социально - педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с неполными семьями как патронаж. Это одна из форм работы психолога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными цепями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей и ребенком объединением, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения детей, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его цепях.

Также следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Консультирование, предназначено для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Психолог в своей работе, использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, художественные аналоги, мини - тренинги и другое. При этом консультационная беседа может бьсть наполнена различным содержанием и, выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы детей их родителей, повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к детям и детей к родителям. Также в своей работе с неполной семьей, психолог применяет групповые методы, такие как тренинги. Которые ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей.

Взаимодействие с неполной семьей в дошкольном учреждении будет эффективной, если она основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости вне брака), социологии и социальной психологии (исследования и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи).

Так же деятельность психолога в дошкольном учреждении предусматривает проведение просвещения педагогов, об особенностях неполной семьи и детей, воспитывающихся в ней для более эффективной работы, обучения детей, коррекции взаимоотношений, возникающих в детских группах.

В качестве организации досуга детей и родителей из неполны семей с целью коррекции детско-родительских отношений (особенно с родителем, не проживающим с ребенком, например, отцом) организуются и проводятся различные мероприятия, предполагающие совместную деятельность детей и родителей.

При работе с деты ли из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка

Просвещение родителей, которые в одиночку воспитывают детей, ведется по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально - психологическая подготовка родителей к воспитанию детей. Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери; методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста; поощрения и наказания в воспитании детей; ошибки родителей в воспитании детей; трудовое воспитание в семье, организация режима труда, отдыха, учебы в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; приобщение к походам и занятию спортом и т.д.

Список литературы

1.​ Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш. Хваталовой Л. Н.; общ. ред. и послесл. Н. М. Ершовой. – М. : Прогресс,1980.

2.​ Смирнова Е.О., Собкин B. C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопр. психол. – 1999. – № 6. – C.18−28.

3.​ Подольский А. С. Воспитание детей в неполных семьях как психолого-педагогическая проблема // Итоги 20 века. Гуманизация образования — Проблемы и перспективы: Сб. научн. докладов Международной научно-методической конференции. Ч. 2. Витебск: ИПК и ПРРи СО, 1998. С. 44-48.

Просмотров работы: 3901