ВЛИЯНИЕ «ОЦЕНКИ» СВЕРСТНИКОВ НА ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ «ОЦЕНКИ» СВЕРСТНИКОВ НА ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психолого-педагогической науке учеными было предложено множество различных определений лидерства. Согласно Дж. Терри лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели [4].

Особое значение лидерство приобретает в подростковом возрасте. Этот возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Данный этап характеризуется бурным и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Характерным новообразо­ванием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особеннос­тям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении. В подростковом возрасте ребенку предстоит открыть для себя много нового, поэтому так важно понимание их сверстниками [2].

В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами [1].

У подростка ярко проявляет себя мотивационно–потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия. Место лидера играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности. Если подросток не находит опоры и поддержки от сверстников — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть [3].

Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее.

Таким образом, в подростковом возрасте «оценка» сверстников имеет огромное значение в формировании лидерских качеств и дальнейшего гармоничного развития личности.

Список литературы

  1. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с.

  2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М. 2003. - 688с.

  3. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2002. – 114с.

  4. Центральная Научная Библиотека: [Электронный ресурс]. М., 2000-2014. URL: http://www.0ck.ru. (Дата обращения: 15.12.2014).

Просмотров работы: 1098