ПРОБЛЕМА СТРЕССА ИАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА СТРЕССА ИАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стресс – одна из наиболее важных и актуальных тем в настоящее время. В современном мире, к сожалению, стресс человека преследует везде, начиная с семьи и заканчивая работой. Немалый стресс человеку приносит информационный стресс, т.к. современный человек постоянно получает информацию: из ТВ, интернета, газет, журналов. Из-за переживания стресса страдает сердечно-сосудистая система, нервная система, в частности симпатическая, вегетативная, также страдает пищеварительная система.

Большинство россиян «борются» со стрессом методами, не способными устранить его причину или нивелировать эффект на продолжительный период. По данным ВЦИОМ, 46% респондентов смотрят телевизор, 43% слушают музыку, 19% прибегают к помощи алкоголя, 16% «заедают» стресс, 15% принимают успокоительные лекарства, 12% занимаются спортом, 9% для снятия стресса используют секс, 2% медитируют и занимаются йогой.

Данные исследования показывают, что россияне не уделяют должного внимания проблеме стресса, во многом из-за того, что им просто некогда этим заниматься. Однако, несмотря на это, стресс привлекает к себе все большее внимание.

Проблемой стресса занимались такие ученые как А.Маслоу, Г.Селье, Э.Бёрн, Р.Лазарус, Л.А.Китаев-Смык, А.Н.Занковский, и другие. Существует множество определений этого понятия. Одним из основных определений считается определение стресса Г.Селье. «Стресс – неспецифический ответ организма на любое ему предъявляемое требование».

Г.Селье выделял 3 стадии развития стресса: стадия тревоги, когда организм принимает стресс и готовится к его преодолению, стадия устойчивости, когда организм успешно справляется со стрессом, далее - стадия истощения наступает в случае, если организму не удалось справиться со стрессом.

Также Г.Селье выделял две формы адаптивного синдрома при стрессе: эустресс и дистресс. Эустресс – это полезный стресс, который мобилизует организм и готовит его к преодолению стресса, дистресс – вредоносный, который нарушает нормальное функционирование организма.

Существует множество видов стресса таких как: профессиональный стресс, учебный стресс, спортивный стресс, боевой стресс и другие. Данная статья будет посвящена учебному стрессу студента.

С поступлением в ВУЗ студент несомненно испытывает стресс, у него начинается адаптация. Подразделяют несколько видов адаптации. Социально-психологическая адаптация – привыкание к новому коллективу; организационная – привыкание к процессу обучения, дисциплинам ВУЗа; психофизиологическая – привыкание организма к новому режиму дня.

Организационная адаптация заключается в том, что кардинально меняется процесс обучения, изменяется распорядок дня. Студенту теперь необходимо каждый день, по многу часов, слушать, усваивать, самому анализировать информацию, которую ему преподносит преподаватель. У студента напрягаются все психические процессы, в частности, восприятие, внимание, память, мышление. Студент знакомится с такими работами как зачеты, семинары, коллоквиумы, рефераты и, конечно же, экзаменационные сессии, которые проходят два раза в год. Незнание, неопределенность, новизна процесса обучения приводит студента к стрессу.

Экзаменационный стресс является одним из опасных стрессов для студентов. Экзаменуемый испытывает не только психологический стресс, у него происходит напряжение вегетативной нервной системы, которая отвечает за регуляцию нормального функционирования организма, учащается сердцебиение, возрастает уровень адреналина в надпочечниках. Все это негативно сказывается на организме.

В большинстве случаев сама мысль о сдаче предстоящего экзамена приводит студента к стрессу. Ученые доказали, что процесс ожидания является одним из основных источников стресса.

Экзаменационный стресс можно соотнести со стадиями развития стресса по Г.Селье: стадия тревоги – это стадия, когда ученик находится в состоянии неопределенности, когда он еще не получил задания, затем наступает стадия тревоги, когда ученик получил задания и не может совладать с собой, чтобы сосредоточиться на вопросе, зачастую на первых минутах ученик вообще ничего не может вспомнить, т.к. он находится в состоянии стресса, далее стадия истощения, когда экзаменуемый либо решил все задания и у него автоматически происходит расслабление и истощение психических процессов, это защитная реакция организма, либо экзаменуемый не смог выполнить многие задания и у него наступает истощение от перенапряжения и неоправдания ожиданий.

Социально-психологическаяадаптация заключается в том, что студент попадает в новый коллектив одногруппников, преподавателей и в целом структуры университета. Задача ВУЗа, в данной ситуации, обеспечить благоприятную атмосферу для социально-психологической адаптации студента-первокурсника. Для этого необходимо привлечь студентов-первокурсников к участию в различных мероприятиях ВУЗа: концертах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Социально-психологическая адаптация является одной из самых важных, т.к. психологический комфорт студента-первокурсника напрямую зависит от продуктивности его учебы.

Психофизиологическая адаптация студента-первокурсника заключается в том, что у студента меняется режим дня. Студенту надо подстроиться и пересмотреть привычный режим . Необходимо строго соблюдать время сна, не менее 7-8 часов, для того, чтобы психологически и физически организм успевал восстановиться. Также необходимо соблюдать режим питания, несмотря на то, что учебный день студента очень загружен. Из-за несоблюдения режима питания понижается возможность нормальной учебы студента.

Все виды адаптации очень важны, т.к. они зависят друг от друга. Для того, чтобы студент-первокурсник смог легко и быстро приспособиться, ВУЗ должен обеспечить все условия для нормального обучения студента-первокурсника, чтобы студент как можно меньше находился в стрессовых ситуациях, которые отрицательно влияют на обучение и нахождение в университете студента в целом.

В целом проблема учебного стресса существовала всегда, но в современном мире она наиболее актуальна, т.к. учебная деятельность становится сложнее, а ее психологические аспекты учитывают не всегда. Каждый студент, имеет индивидуальные склонности, способности, возможности, как психологические так и физиологические, но, к сожалению, учитывать индивидуальные особенности каждого студента в учебной деятельности невозможно.

Не зря в нашей стране существует психолого-педагогическое высшее образование. Педагогика невозможна без психологии, т.к. чтобы организовать продуктивную работу учеников и студентов, педагог обязан, по крайней мере со своей стороны, обеспечить благоприятную психологическую обстановку для работы студентов, а также, чтобы они испытывали минимальный учебный стресс. Чтобы это сделать, необходимы определенные знания, которые можно получить только в ВУЗе.

Список литературы

  1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов, Тамбов, 2009.

  2. Занковский А.Н. под редакцией Дикой Л.Г. Психическая напряженность как свойство личности, Москва, Изд-во Ин-та психологии АН СССР, 1989.

  3. Куликова Т.И. Психология стресса, Тула, Изд-во Имидж Принт, 2014.

  4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования, Москва, 1991.

  5. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения – [электронный ресурс]. – URL: http://wciom.ru. – Режим доступа – свободный.

Просмотров работы: 2610