ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шестилетние дошкольники без специального обучения редко пользуются в повседневном общении высказываниями, содержащими рассуждения. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей. Кроме того, частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения взрослых с детьми, от организации детской деятельности.

Прежде всего, на основе проведенного анализа литературы были определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.

Первое из них состоит в ознакомлении детей на обучающих занятиях со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого условия указывает на ведущую роль дошкольного учреждения в его реализации. Однако, как известно, все полученные на занятиях знания требуют дальнейшего закрепления в других видах детской деятельности. А это значит, что в создании данного условия определенную роль могут сыграть и родители.

Второе условие касается организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности в ходе, которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения. Именно от содержания и формы общения взрослых с детьми, от организации детской деятельности зависят частота и характер высказываний типа рассуждений. Очевидно, что в создании этого условия важная роль принадлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка.

В связи с рассмотренными условиями были выделены две группы задач, стоящих перед родителями при решении проблемы развития у старших дошкольников речи-рассуждения.

К первой группе задач были отнесены следующие:

- обогащать жизненный опыт детей, пополняя содержание их рассуждений;

- учить их устанавливать различного рода зависимости (функциональные, причинно-следственные, пространственно-целевые) между предметами и явлениями.

Вторая группа была представлена задачами:

- активизировать использование подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д.);

- закреплять полученные в дошкольном учреждении знания и умения, которые составляют основу речи-рассуждения: понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.

Очевидно, что решение данных задач требует от родителей знания элементарных методических приемов обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. В связи с этим, экспериментальная работа с родителями детей, посещающих старшую группу детского сада, была начата с проведения родительского собрания.

На родительском собрании был сделан доклад по проблеме развития у детей речи-рассуждения. Родителям разъяснили необходимость и важность специальной работы по обучению детей связным высказываниям типа рассуждений для развития у них логического мышления, последующего обучения их в школе. Кроме того, родителей познакомили с содержанием и основными положениями методики развития у детей речи-рассуждения в детском саду.

Особое внимание было уделено роли семьи в речевом развитии детей вообще и развитии речи-рассуждения, в частности. Внимание родителей было привлечено к тому, что старшие дошкольники овладевают связными высказываниями типа рассуждений.

На собрании, а также в дальнейшем, в рамках индивидуальных консультаций, родителям были даны разъяснения элементарных методических приемов обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Особо было подчеркнуто, что для решения поставленных задач они могут использовать речевые игры. Родителям объяснили, что игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольника в семье.

С целью обогащения жизненного опыта детей, которое будет способствовать пополнению содержания их рассуждений, и оказания детям помощи в установлении различного рода зависимостей между предметами и явлениями, родителям было рекомендовано использовать:

- совместный труд в природе (на даче, приусадебном участке, при уходе за комнатными растениями),

- наблюдения за сезонными изменениями в природе (по дороге в детский сад и домой, на прогулках в парке и по городу в выходные дни),

- обследование предметов, их качеств, свойств (в повседневной жизни и при проведении элементарных опытов),

- совместное чтение, рассматривание иллюстраций в книгах и беседы о прочитанном.

В ходе совместного труда в природе родители, по рекомендации педагога, предлагали детям определить состояние почвы, листьев растений и на основе этого выяснить необходимость их полива; определить влияние влаги и света на рост и развитие растений. Такая направленность труда в природе помогала детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение.

Родители отмечали, что высказывания детей свидетельствовали о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий окружающей природы, от погоды. По совету педагога, родители обращали внимание детей на особенности развития и созревания растений в теплице и открытом грунте, просили детей объяснить, что происходит с растениями, почему это происходит и доказать свое мнение.

Важным источником обогащения жизненного опыта детей являлись совместные с родителями наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такие наблюдения осуществлялись по дороге в детский сад и домой, на прогулках в парке и по городу в выходные дни.

Постоянные наблюдения за постепенными изменениями, происходящими в природе в течение одного сезона, давали родителям возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения.

По рекомендации педагога, родители обращали внимание детей на то, что в течение одного сезона в природе происходят заметные изменения. После ознакомления детей с особенностями предметов, родителям предлагалось широко использовать загадки.

Родители подбирали и ранее неизвестные детям загадки, доступные по содержанию, о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны детям. Использовались загадки двух видов: построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («зимой и летом одним цветом») и метафорические.

Метафорические загадки вводились постепенно, так как они более сложны для восприятия детьми, в них слова используются в переносном значении, они рассчитаны на достаточный жизненный опыт, образное видение мира, развитое художественное представление, понимание разных значений слов и чуткость к веселой шутке. Например, «Под соснами, под елками лежит подушка с иголками».

Взрослые старались научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не запоминать отгадки к загадкам. Это вело за собой необходимость, во-первых, привлечения наглядного материала, во-вторых, соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-третьих, мотивировки ответа, отгадки, включающей доказательства расшифровки образа.

Для обогащения жизненного опыта детей, которое должно было способствовать пополнению содержания их рассуждений, и оказания детям помощи в установлении различного рода зависимостей между предметами и явлениями, родители организовывали совместное чтение, рассматривание иллюстраций в книгах и беседы о прочитанном. Как известно, дети любят слушать произведения художественной литературы, высказывают по ним свое мнение, задают вопросы. После чтения взрослые задавали детям вопросы, требующие обоснования своего мнения.

Приемами построения речи-рассуждения, его синтаксиса, специфической лексикой дети овладевают постепенно, и обычно они в своей речи этими конструкциями пользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументаций, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки.

Как отмечалось выше, одним из условий развития речи-рассуждения в семье является использование родителями речевых игр как основного средства развития речи-рассуждения ребенка. Для решения поставленных задач, приведенных ранее, родители использовали речевые игры, поскольку игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников в семье.

Для развития логического мышления, понимания различных зависимостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей необходимыми лексико-грамматическими средствами родители, по совету педагога, использовали игры «Небылицы в картинках», «Опровержение», «Странные рассказы», «Узнай, что за зверь».

В них предлагалось определить несоответствие явлений, нелогичность ситуаций и существенные признаки предметов и явлений, в процессе аргументации использовать слова «во-первых», «во-вторых», «например», «каждый», «некоторый», «значит» и т.д.

Дети любят складывать разрезные картинки, поэтому взрослый предлагал им поиграть в своеобразную игру, где нужно было не только сложить картинки, но и объяснить свои действия.

Ребенку предлагалось собрать картинку, но представить, что с ним рядом не папа или мама, а малыш, который не понимает, почему надо брать именно этот кубик и считает, что нужно взять другой. Поэтому, собирая картинку, ребенок должен был объяснять «малышу» все свои действия, рассуждать, доказывать, что именно его выбор правильный.

Для закрепления полученных детьми в детском саду знаний об общей структуре рассуждения (тезис, доказательство, вывод), умении использовать наиболее оптимальные средства связи, обеспечивающие общую структурную оформленность текста, родители организовывали игры, в которых дошкольники учились подбирать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений («Закончи предложение», «Из двух доказательств выбери правильное», «Чепуха»).

Следует отметить, что, по совету педагога, родители проводили с детьми как словесные игры, без использования наглядности, так и игры с картинками. В них дети учились выделять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Опора на наглядное изображение помогала ребенку последовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве.

На первом этапе игры взрослые предлагали детям сложить из отдельных карточек рисунки на тему «Деревенский дом», «Огород».

На втором этапе спрашивали детей, какие домашние животные и птицы живут на деревенском дворе, какие предметы сельского обихода и обстановки они знают. При ответах дети подбирали и рассматривали предметные картинки, определяли назначение изображенных на них предметов.

На третьем этапе детям загадывали загадку об одном из изображенных предметов. Дети должны были выбрать соответствующую карточку и объяснить загадку, опираясь на имеющееся изображение.

При правильном ответе ребенок получал карточку с текстом загадки и закрывал ею соответствующий предмет или часть рисунка.

Таким образом, использование игры как средства формирования речи-рассуждения способствовало, с одной стороны, более близкому, эмоциональному общению ребенка со взрослыми членами семьи. С другой, развитию логики изложения, правильному структурному оформлению, избирательному отношению к использованию языковых средств.

Просмотров работы: 1199