Проблема обучения детей связным высказываниям типа рассуждений тесно связана с развитием речи-рассуждения, требующей точности, последовательности, логичности, доказательности и аргументированности суждений. Отдельные аспекты проблемы развития монолога-рассуждения рассматриваются в работах отечественных ученых (М.М. Алексеева, Ю.Г. Илларионова, Н.В. Семенова, Ф.А. Сохин, В.И. Яшина и др.). Исследователи отмечают, что трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей, поэтому требуется специальное обучение связным высказыванием типа рассуждений, однако частота употребления детьми связных высказываний типа рассуждений и их характер (связность, логичность, аргументированность) зависят от форм и содержания общения воспитателей и родителей с детьми.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина указывают, что дети шести лет в повседневном общении пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций во время деятельности, то в этом случае у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто.
Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются редко.
В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. Так в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием, а для связи частей рассуждения дети употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому. Это говорит о том, что даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
По мнению Н.В.Семеновой, анализ монологической речи-рассуждения старших дошкольников показывает, что детские рассуждения характеризуются фрагментарностью, непоследовательностью и ограниченностью числа аргументов при доказательстве, недостаточной связностью, бедностью словаря и однообразием синтаксических конструкций. Частота и характер употребления связных высказываний типа рассуждений, их связность, логичность, аргументированность зависят от форм и содержания общения воспитателей и родителей с детьми.
Н.В. Семенова указывает, что полученные материалы свидетельствуют о необходимости специального обучения детей старшего дошкольного возраста с целью формирования умений, необходимых для построения связных монологических высказываний типа рассуждений.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что задачами работы с детьми является: обучение их целостным, связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства, для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказательстве слова «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация) Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика».
В научно-методической литературе определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.
Первое из них состоит в организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения. Очевидно, что в создании этого условия важная роль принадлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка.
Второе условие касается ознакомления детей на обучающих занятиях со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого условия указывает на ведущую роль дошкольного учреждения в его реализации. Однако, как известно, все полученные на занятиях знания требуют дальнейшего закрепления в других видах детской деятельности. А это значит, что в создании данного условия определенную роль играют и родители.
В связи с данными условиями можно выделить две группы задач, стоящих перед родителями при решении проблемы развития у старших дошкольников речи-рассуждения.
К первой группе относятся следующие задачи: обогащение жизненного опыта детей, пополнение содержание их рассуждений; обучение их установлению различного рода зависимостей (функциональных, причинно-следственных, пространственно-целевых) между предметами и явлениями.
Ко второй - активизация использования подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д.); закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения: понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Очевидно, что решение данных задач требует от родителей знания элементарных методических приемов обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. В связи с этим необходимо тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения по вопросам развития речи-рассуждения.
Можно выделить определенные условия развития речи-рассуждения в семье, первым из которых является регулярное обогащение родителями жизненного опыта детей, пополнение содержания их рассуждений, помощь в установлении различного рода зависимостей между предметами и явлениями.
Для его успешной реализации следует использовать: совместный труд в природе (на даче, приусадебном участке, при уходе за комнатными растениями), наблюдения за сезонными изменениями в природе (по дороге в детский сад и домой, на прогулках в парке и по городу в выходные дни), обследование предметов, их качеств, свойств (в повседневной жизни и при проведении элементарных опытов), совместное чтение, рассматривание иллюстраций в книгах и беседы о прочитанном.
Вторым условием является закрепление в семье полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения.
Важность соблюдения этого условия объясняется тем, что приемами построения речи-рассуждения, его синтаксиса, специфической лексикой дети овладевают постепенно, и обычно они в своей речи этими конструкциями пользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументаций, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки.
Поэтому для закрепления в семье полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения, родителям следует использовать различные приемы, обеспечивающие мотивацию развернутого высказывания-рассуждения (например, игровые), позволяющие логично и последовательно его выстроить (например, вопросы, заданные в определенном порядке).
Третьим условием, выделенным в данной работе, является использование родителями речевых игр как основного средства развития речи-рассуждения ребенка.
Игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников в семье. Для развития логического мышления, понимания различных зависимостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей необходимыми лексико-грамматическими средствами родители могут использовать игры с наглядным материалом и словесные.
В играх с картинками дети учатся выделять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Опора на наглядное изображение помогает ребенку последовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве.
В словесных играх детям предлагается определить несоответствие явлений, нелогичность ситуаций, существенные признаки предметов и явлений без опоры на наглядность, в процессе аргументации использовать слова «во-первых», «во-вторых», «например», «каждый», «некоторый», «значит» и т.д.
Для закрепления полученных детьми в детском саду знаний об общей структуре рассуждения (тезис, доказательство, вывод), умении использовать наиболее оптимальные средства связи, обеспечивающие общую структурную оформленность текста, родителям следует организовывать игры, в которых дошкольники учатся подбирать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений.
Итак, рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, к числу наиболее важных психолого-педагогических условий, отнесли следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию. Данные условия будут способствовать развитию связности речи и повышению общей речевой деятельности у дошкольников в целом.