ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми.

Несмотря на то, что общество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, исследования по психологии талантов и способностей начали появляться лишь с середины XX века, чему способствовало накопление в психологии данных о природе таланта и условиях, обеспечивающих его развитие. Анализ литературы позволил выделить наиболее популярные идеи в изучении проблемы одаренности:

- обучение человека технике поэтапного развития (Энгельмеер П.К. [8] и др.)

- развитие способностей человека путем освоения культурного наследия человечества (Выготский Л.С. и др.)

- развитие способностей путем включения их в конкретную деятельность (Теплов Б.М. и др.)

- дифференцированный подход к развитию индивидуума (Гильбух Ю.З). Большое влияние на разработку проблемы исследования оказала работа Б.М. Теплова «Способности и одаренность», в которой автор отстаивает позицию, заключающуюся в том, что одаренность и творческие способности человека можно развивать в практической деятельности.

Позднее психологическая наука стала располагать новыми конструктивными идеями по проблеме детской одаренности:

- идея выявления предрасположенности субъекта к той или и

ной деятельности (Лук А.Н.);

- идея «проблемного обучения» (Матюшкин A. M. [6].);

- идея развития человека через создание условий его творческой деятельности (Талызина Н.Ф. и др.);

- идея поэтапного развития умственного развития ребенка (П.Я Гальперин.)

- идея развития ребенка в заинтересовавшей его деятельности (Скаткин М.Н., Лернер И.Я. и др.).

Очень интенсивно исследования детской одаренности проводятся за рубежом, прежде всего в США и некоторых странах Европы. В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких из следующих сфер деятельности:

— общения и лидерства;

— художественной;

— спортивной;

— интеллектуальной;

— академической;

— творческого или продуктивного мышления.

Основные категории одаренности, предложил С. Марлэндв 1972 г., среди которых выделил:

- общую интеллектуальную одаренность;

- специфическую одаренность;

- предпочтение ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности;

- творческость или продуктивность мышления;

- способность к лидерству;

- способность к визуальным и исполнительским видам

деятельности;

- психомоторные способности.

С. Марлэнд различает детей способных к одному типу занятий и детей общеодаренных; талант как способность и как тенденцию к личностному развитию.

В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах СЛ. Рубинштейна [5] и Б.М. Теплова [6] сделана попытка классифицировать понятие способности, одаренности и таланта по единому основанию успешности деятельности:

- способности, формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей человека);

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

- специальная одаренность;

— качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности;

- общая одаренность;

— способность к широкому кругу деятельностей.

Данный подход позволил В.Д. Шадрикову [7] охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

В современной психологии термин «одаренность» принято относить к когнитивным способностям, тогда как «талант» включает другие, более общие стороны развития. Концепция творческой одаренности, разрабатываемая на протяжении ряда лет А.И. Матюшкиным [4], позволяет рассматривать структурные элементы одаренности, характеризующие творчество и творческое развитие человека. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных» Автор отмечает, что творческий потенциал личности — основа для развития одаренности. Он считает, что творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьируется у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Концепция творческой одаренности позволяет раскрыть одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. [1] придерживались мнения о том, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду он получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная доминанта такого подхода - формирование культурной одаренности ребенка. Культурная одаренность «заключается, прежде всего, в том, чтобы, имея от природы средние или не высокие задатки, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек, может достигнуть только с помощью натуральных задатков, значительно более сильных.

Еще один подход к изучению и развитию одаренных детей намечен в трудах Н.С. Лейтеса [2], который сравнивает умственное развитие одаренных с возрастными особенностями обычных школьников. Общая одаренность, по мнению автора, представляет собой совокупность общих способностей. Общими называются умственные способности человека (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, к спорту), поскольку они очень широко проявляются в различных видах деятельности и в этом смысле являются общими для разных видов занятий. Поэтому умственная одаренность (или просто одаренность) характеризуется таким уровнем интеллектуального развития, который значительно превосходит возрастные нормы. Н.С. Лейтес [3] отмечает, что сам термин «одаренный ребенок» нельзя признать удовлетворительным, поскольку в нем отчетливо слышится указание на некий природный дар, полученный при рождении, а отводить в развитии одаренности ведущую роль биологической детерминации никак недопустимо, так как задатки (анатомо-физиологические особенности) сами по себе еще не предопределяют будущее ребенка: формирование, рост способностей происходит в социальной сфере. H.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей:

1. Дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности.

2. Дети с ранней умственной специализацией — у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы программы могут вызывать у них затруднения.

3. Дети с отдельными незаурядными способностями.

Таким образом, научно-теоретический анализ существующих исследований зарубежных и отечественных исследователей феномена детской одаренности показал, что детская одаренность  сложное многогранное явление, требующее всестороннего исследования. Подводя итоги этому краткому анализу, можно дать определение одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обеспечивающего успешность выполнения деятельности. Это определение позволяет установить взаимосвязь между понятиями «одаренность» и «способности».

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. - М., 1960. 55

3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Т 2. М., 1989.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. - М., 1971.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М., 1992.

8. Энгельмейер П.К. Теория творчества. – СПб, 1910.

Просмотров работы: 2842