НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Но весьма актуальна проблема одиночества в подростковом возрасте, так как в данный период подросток открывает в себе свой внутренний мир. Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Данной проблемой занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Это З. Фрейд, Г. Зилбург, Г. Салливан, К. Роджерс, Ф. Фромм-Рейхман, К. Мустакас, К. Боумен, Э.Эриктон, Д. Гэв, Ш. Бюлер, И. С. Кон, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, Д. И.Фельдштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др..

Одиночество происходит от слова «один». У одиночества есть позитивные и негативные аспекты. Следует отличать одиночество и физическую изоляцию – это не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

Но данную проблему можно рассматривать в совершенно разных плоскостях – от состояния одиночества, возникающего лишь в периоды изоляции и одиночества как возможности духовного самосовершенствования до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека и негативного к этому состоянию отношения как противоречащего природе человека. То есть проблему одиночества можно свести к двум концептуальным направлениям, в которых одиночество рассматривается как отрицательное или положительное явление. Такая двойственность характера переживания одиночества может по-разному влиять на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой - может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

- эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.

- поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Определение собственного одиночества является результатом длительного процесса, в ходе которого подросток осознает и наделяет смыслом свои уникальные переживания и обобщает их в целостную категорию. К выводу «Я одинок» подростки обычно приходят с помощью различных доказательств. Например, низкий уровень социальных контактов, разрыв установившихся связей, а также неудовлетворительные образцы социального взаимодействия. Так как межличностное взаимодействие со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, то данная проблема может привести к серьезным последствиям для подростка [3].

Подросток становиться одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений со сверстниками, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество подростков возникает: 1) от чувства бессилия («от моих поступков ничего не зависит»); 2) от чувства бессмысленности («не ясно, во что верить»); 3) от непонимания норм и границ (неясность динамики и социальных ориентиров); 4) от изоляции (изоляция от ценностей «взрослого» общества); 5) от чувства чуждости всему (теряется смысл обучения, удовлетворение от учёбы).

Конечно, подросток не может сохранять свою индивидуальность и ее целостность в чужом и чуждом ему мире. Это разрушительно для него. Но он способен противостоять и сопротивляться такому миру. Реакция на одиночество может быть разной: депрессия или враждебность, принятие его или желание преодолеть это состояние, это зависит от их собственных объяснений этого чувства.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в подростковом возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях – о чем не скажешь никому. Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить «по душам».

Но чувство одиночества носит и положительный характер. Одиночество содержит в себе возможность развития индивидуальности подростка и поэтому может квалифицироваться как ресурс её развития, так как позитивный потенциал одиночества заключается в том, что оно является, во-первых, своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим актуальным состоянием и положением, во-вторых, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, то есть мотивирует к реализации выбора и выбранной возможности.

Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: а) в становлении саморегуляции;

б) стабилизации психофизического состояния;

в) самопознании и самоопределении;

г) в защите «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку [2].

Именно поэтому использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Говоря об одиночестве, как о позитивном явлении, следует вспомнить понятие «уединенность». Онапредставляет собой вариант переживания психологической отдельности, осознания собственной индивидуальности, автономности. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности подростка относительно воздействий социума, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояния нормального одиночества. Уединенность – это благоприятное состояние субъективно принимаемого одиночества. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику [1].

Таким образом, в подростковом возрасте переживание чувства одиночества становится частью жизни почти каждого, отличаясь лишь по частоте и интенсивности переживания. Психологической особенностью возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте является его связь не столько с объективными фактами социальной изоляции человека, сколько с субъективным переживанием нарушения значимых межличностных отношений, разрыву дружеских связей. Дополнительными факторами частоты и интенсивности переживания чувства одиночества являются: личностные качества человека, уровень развития навыков межличностного взаимодействия; критические жизненные ситуации, ухудшение физического или психического здоровья, а также уровень адаптированности к изменениям в образе жизни. Но не стоит забывать, что одиночество может быть и позитивным явлением. Психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Список литературы

1. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

2. Журнал «Специальное образование», №1, 2011. – В.А. Герт «Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния чувства одиночества в подростковом возрасте». 26 – 33 с.

3. Журнал «Психологическая наука и образование», №3, 2007. – И.М. Слободчиков «Современные исследования переживания одиночества». 27 – 34 с.

Просмотров работы: 3172