ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА НИТЯНОЙ ГРАФИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА НИТЯНОЙ ГРАФИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития творческого воображения детей, формирование предпосылок творческого преобразования имеющихся у дошкольников знанийпривлекает внимание специалистов различных научных областей. Так как современные тенденции дошкольного образования направлены на поиск новых путей успешного познавательного и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческого воображения следует проводить в разных видах деятельности. Особую роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста играют репродуктивные виды деятельности. В литературе отмечено, что ручной труд способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Нитяная графика в настоящее время приобретает все большую популярность, как и другие нестандартные, необычные техники (квилинг, вышивка лентами и т.д.), направления и стили в изобразительном и декоративном искусстве, привлекая своей оригинальностью и необычностью.

Достоинство нитяной графики в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно, да и фантазии есть где разгуляться. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, картины, а также декоративные панно, украшения, элементы одежды.

Нитяная графика, или изонить, – это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т.д.). Ее также называют вышивкой по картону. Она располагает к себе простотой исполнения и эффективностью готовых работ. К тому же для, того чтобы заниматься нитяной графикой, не требуется больших затрат. Основные материалы – это твердая основа и нитки.

Родиной нитяной графики считается Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину на более доступные материалы.

Вторая версия гласит, что создательницей техники нитяной графики является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг; одна из которых – «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

Занятие нитяной графикой доступно и интересно людям практически любого возраста.

В Англии и США во многих школах знакомят учащихся с техникой нитяной графики, для этого издаются специальные пособия.

В России серия уроков по нитяной графике включена в образовательную программу по технологии.

Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые. Е.А. Флерина выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н.П. Сакулина, которая считала, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства.

Современная вышивка очень богата разными видами и способами вышивания. Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты или готовые шаблоны.

Эта техника может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к школе. Нитяная графика расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрических узоров. Техника нитяная графика требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки или украшения для своего изделия.

Занятие нитяной графикой способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного воспитания; глазомера; логического мышления; творческого воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умение доводить работу до конца и т.п.); художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях по нитяной графике дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, счете.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

- овладение техникой нитяной графики; изображение углов; моделирование с их использование образов;

- изображение окружностей в технике нитяной графики; моделирование с их использованием образов.

Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям по нитяной графике проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

Опрос воспитателей, работающих с детьми в технике нитяной графики, показал, что дети хорошо овладевают технологией, если придерживаться последовательности занятий, не нарушать систему.

Чтобы научить детей владеть техникой нитяной графики, воспитатели сами должны хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

Прежде чем приступить к работе в технике нитяной графики, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью необходимо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как это можно сделать? Грибок можно просто нарисовать (показ детям рисунка), но его можно и слепить (показ вылепленного гриба) или сделать аппликацию (показ аппликационной работы), сконструировать (показ бумажной конструкции), и, наконец, его можно выполнить в технике нитяной графики. Надо сравнить все виды грибков, и постараться заинтересовать детей грибком, выполненным в технике нитяной графики. Рассказать детям, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравните лицевую сторону с изнаночной, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнаночной – видны только стежки, идущие друг за другом) .

Необходимо показать самую верхнюю нить и самую нижнюю, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и изнаночной.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы в технике нитяной графики. Детям необходимо показать, как ими пользоваться; рассказать, какой иглой лучше работать – с большим ушком или маленьким; чем чертить (фломастером или карандашом); как правильно работать шилом, чтобы обезопасить себя; почему надо обязательно подкладывать пенопласт под рисунок перед тем, как начать прокалывать дырочки в картоне.

Первое знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы в технике нитяной графики, определяет дальнейшее отношение ребенка к этому виду прикладного творчества.

Поэтому очень важно организовать и провести это знакомство в увлекательной, игровой форме, чтобы ребенок захотел работать в этой технике, выполнять красивые поделки. Например, рассмотреть вместе с детьми работы, которые выполнил педагог или другие дети, обратить внимание дошкольников на красивое переплетение ниток, сочетание цветов.

Подготовить выставку материалов для выполнения и украшения техники нитяная графика. Показывая материалы, подробно рассказать о видах, свойствах и качестве ниток. Познакомить с вышивальными, швейными, вязальными и штопальными нитками.

Познакомить детей с разнообразным материалом для украшения работ в технике нитяной графики. Расспросить детей, для чего нам нужны эти материалы, что мы можем из них сделать. Рассказать о том, что бисер, бусины, блестки, стразы и пуговицы используются как основной или дополнительный материал во многих видах рукоделия. Затем можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий, счет отверстий, направление нити и т.д. Следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке или трафарету, как подобрать нить, отмерить и вдеть в иглу.

Определив правила работы в технике нитяной графики, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных изображений. На этом этапе в задачи воспитателя входят советы, напоминание, о чем говорилось ранее, можно задать какие-то вопросы по ходу работы, показать приемы на своей работе или на схеме выполнения того или иного приема (заполнение углов и заполнение окружностей).

Большое значение имеет пример сверстника. Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится. Совместный труд способствует укреплению дружбы между детьми. Работа в технике нитяной графики похожа на настоящее дело; это уже не труд понарошку, дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту и декорировании детского сада, для подарков близким и друзьям.

Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво.

Ознакомление детей с этим видом вышивки может осуществляться по-разному: в процессе посещения выставок, в ходе рассматривания вышитых изделий в ДОУ, знакомства с трудом мастеров в этой технике, рисования эскизов для вышивки, а также непосредственного вышивания изделий. Приступая к обучению технике нитяная графика, важно грамотно организовать эту деятельность, подобрать материал с учетом возраста и уровня подготовки детей.В процессе работы с детьми необходимо стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Таким образом, в свободное от занятий время более свободная организация деятельности, творческое использование элементов игры, кроме того, имеются широкие возможности для развития творческого воображения детей.У детей формируется способность воспринимать окружающий мир во взаимосвязи всех его явлений, рассматривать объекты реальности в характерной для них предметной среде, т.е. развивается целостное видение мира. Эффективность такой целенаправленной работы проявляется в том, что дети, создавая на основе заданных фигур образы каких-либо предметов, активно включают их в «поле вещей», составляют целостные композиции.

Просмотров работы: 1439