ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕПРИВАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕПРИВАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу независимо от качественных и временных этапов его развития, поскольку всегда существует определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин остаются вне семейной заботы и требуют особого отношения к себе со стороны государства. Согласно Кузнецовой Н.В. дети-сироты - это дети, лишившиеся единственного или обоих родителей в связи со смертью последних.

Особенности современного социально-экономического развития России обострили многие проблемы в прикладной педагогике и психологии, в частности, проблемы обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа и подготовки их воспитанников к самостоятельной жизни. Этой проблеме посвящено множество трудов ученых-психологов. Авторы объясняют негативные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в первую очередь особой социальной ситуацией, отягощенной материнской, эмоциональной и сенсорной депривацией (Божович Л.И., Галиглузова Л.И., Дубровина И.В., Кольцова Н.М., Кузнецова Н.В.,Матейчек 3., Мухина B.C., Прихожан А. М., Слуцкий В.М., Толстых Н.Н., и др.)

Большинство ученых сходятся во мнении, что в такой социальной ситуации развития формируется состояние психической депривации, которое негативно влияет на развитие детей, однако, психологические механизмы и размеры этого влияния окончательно не выяснены. Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.[2]

Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Во многих странах возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днем, иногда всего 2-3 часа, проводя все остальное время в семье. В других они живут 5 дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях следующего типа дети прибывают постоянно, лишь некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники.

Появление детских учреждений вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т.е. вопрос об особенностях формирования личности и поведения ребенка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстает. Многие ученые подчеркивали губительное и неотразимое негативное действие учреждений на психику детей. Р. Заззо (1967) писал, что французские рабочие сначала противились созданию яслей и детских садов, опасаясь, что там из детей «сделают идиотов». Особенное беспокойство вызвали условия воспитания детей, лишенных семьи и родительского попечительства. Р. Спиц (1945) обрисовал драматические картины «госпитализма» - крайней формы «институализации» ребенка. Дети в закрытых учреждениях, разлученные с матерями, впадают, по его данным, в маразм, и на первом году жизни до 70% младенцев погибают, а остальные пребывают на грани умственной отсталости и психических аномалий. Такие наблюдения автор сделал в одном из самых крупных детских домов в Западной Германии.

Советские ученые придавали большое значение исследованию отношений матерей и ребенка, но не считают их биологически обусловленными. Напротив, более целесообразной является, по-видимому, политропность малыша - наличие у него много сторонних и прочих связей с окружающими взрослыми. «Еще в 30-е годы Н.М. Щелованов показал, пишет А.В.Запорожец, - что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от владения различными видами деятельности».

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности детей. Они медленнее овладевают речью. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления на контактах ребенка с окружающими людьми, словом, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом.

Эти дети не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику, живущему в семье. Обедненность чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно - образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой. У многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правило при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения. Е.И. Афанасенко и И.А. Капров во вступительной статье к сборнику «Пять лет школ - интернатов» (1961) справедливо замечают, что в школе интернате реально опасность развить у детей некое моральное иждивенчество, привычку жить по указке, «чужим умом». Постоянное пребывание в кругу сверстников, шум, досуг, спланированный и организованный взрослыми, редкие минуты уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость.

Таким образом, у детей, воспитывающихся вне семьи, в сфере общения обнаруживаются существенные различия воспитание ребенка в семье и вне ее, но, несомненно одна из основных. А главная - общение, фактор, который определяет многие вторичные различия, его дефицит порождает отставание или отношение в психическом развитии.

Раннее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка. Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности - образа Я ребенка, его отношения к себе и представления о себе.

Одним из основных инструментов компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот является создание соответствующей развивающей и коррекционной психолого-педагогической среды. К сожалению, в современных воспитательных учреждениях данное условие не реализуется в полном объеме, что снижает возможности всестороннего и гармоничного развития личности детей-сирот, большое число которых попадают нередко в группу «трудных» и оказываются социально-дезадаптированными в обществе.

Важнейшей причиной этого является отсутствие в отечественной науке апробированных моделей психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка-сироты. Педагогические коллективы сиротских учреждений фактически самостоятельно определяют пути и формы сопровождения развития воспитанников, причем выстраивают воспитательные системы в своих учреждениях без учета природы психической депривации.

По Дубровиной И.В. для достижения положительных результатов в решении этой проблемы необходимо, чтобы система сопровождения развития ребенка-сироты была профессионально сконструирована специалистами психологами, педагогами, врачами и реализовывалась с учетом индивидуальных особенностей ребенка, результатов психолого-педагогического мониторинга, а также с учетом возможностей образовательного учреждения.

Литература:

1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» под ред. Н.М. Аксариной. 1955 г.

2. Психическое развитие воспитанников детского дома под ред. Дубровиной И.В., Рузской А. Т. –М. Педагогика 1990.

Просмотров работы: 2542