ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повседневная жизнь современного человека все чаще и чаще становится подверженной эмоциональным стрессовым ситуациям. Быстрый рост социальных изменений и замедленные биологические процессы ведут за собой последствия психического перенапряжения, которое в свою очередь может быть тяжелым как в физическом, так и в психологическом планах. В конце ХХ века американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые использовал термин «burnout», обозначавший выгорание. Данное понятие использовалось для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включённостью в значимые эмоционально напряжённые ситуации.

Проблема эмоционального выгорания вызывает не только беспокойство, но и острый научно-практический интерес исследователей. В настоящее время различными авторами по-разному трактуется синдром эмоционального выгорания. Например, отечественный ученый В.В.Бойко определяет синдром эмоционального выгорания как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций» [1, с. 5]. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций [2]. По определению Н.В.Гришиной, выгорание рассматривается как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. [3, с.143-156]. Так как развитие эмоционального выгорания не ограничивается только лишь профессиональной сферой, а проявляется в разных ситуациях жизнедеятельности человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования подтверждают, что эмоциональное выгорание вытекает из стрессов, возникающих в профессиональной сфере. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников выявили, что повышение уровня выгорания связано с повышением уровня профессионального стресса. Были получены данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень стресса и меньшую выносливость, устойчивость [7].

Исследование, проведенное Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. с целью рассмотрения, частоты переживания синдрома эмоционального выгорания у специалистов различных профессий показало, что фактически во всех сферах работников профессий социальной направленности, имеется довольно большое количество лиц с высоким и средним показателями эмоционального выгорания. Профессии социального типа, структурным звеном которых являются продолжительные, эмоциональные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми, предъявляют высокие требования к качеству общения и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от данных условий в наибольшей мере зависят не только результат данного взаимодействия, но и перспективы будущих интерперсональных контактов.

Феномен выгорания представляет собой острое кризисное состояние, свойственное людям, постоянно сталкивающимся с отрицательными переживаниями других людей, и в какой-то степени оказывающимися личностно вовлеченными в эти переживания. Относительно профессии феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми [5, с. 233 - 236]. Поэтому каждому студенту, обучающемуся на факультете психологии, по долгу профессии, известен такой термин как « эмоциональное выгорание», а многим студентам-психологам данное состояние даже знакомо. Как же оставаться компетентным специалистом, не несущим на себе ужасный отпечаток профессии? Как оставаться профессионалом, не сгорев при этом дотла?

Данные вопросы остаются актуальными как для психолога уже имеющего многолетний опыт работы, так и для студента психологического факультета, еще только вступающего на путь профессии.

Когда психолог оказывается в состоянии эмоционального выгорания, он мечтает избавиться от надоевших клиентов. Если это невозможно, так как не с кем будет работать, то во всяком случае, как можно сильнее отгородиться от них. Но не стоит забывать, что одним из основных качеств личности психолога является гуманность. Поэтому борьба с выгоранием за счет устранения в себе этого качества, может привести к тому, что человек перестает быть психологом вообще. Известный психолог Р. Загайнов говорил: «Психолог потому и должен идти в жизнь, в практику, чтобы видеть вблизи эту жестокую борьбу человека за лучшую жизнь и чувствовать его боль! И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное личностное качество – гуманность. Без этого фундамента человек не может состояться как психолог, без него он не нужен в трудную минуту другому» [4, с. 570].

Каковы же причины эмоционального выгорания, и, что следует предпринять, чтобы предотвратить появление или проявление данного синдрома? В. В. Бойко делит причины эмоционального выгорания на две группы: внешние и внутренние [1, с. 5–8]. К внешним причинам относятся: напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением, нечеткая организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал. О внешних нужно знать, чтобы по возможности обходить их или нейтрализовать из воздействие на личность. К внутренним причинам относятся: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи, нравственные дефекты иди дезорганизация личности. Обо внутренних следует знать, чтобы не допустить их включения, потому как данная группа источников выгорания контролируема человеком, и он может работать над ними как самостоятельно, так и при помощи специалиста.

В настоящее время профилактикой синдрома эмоционального выгорания занимаются как психологи, так и медицинские специалисты. Лечебные и профилактические меры при эмоциональном выгорании во многом похожи, так как то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания, как правило, должна начинаться с его диагностического исследования. Довольно длительное время изучение эмоционального выгорания проводилось по методике MBI (Maslach Burnout Inventory) C. Maslash, S. E. Jackson [8, с. 99–113]. Помимо MBI в отечественной психологической практике используется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко. Затем следует рассмотреть личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания. Личностная выносливость, люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения [2]. Другим направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Выявлена тесная связь между выгоранием и локусом контроля. Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения, или визуализации. Визуализация- это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то [6, с. 43-44]. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, это могут быть различные упражнения и техники. При профилактической работе с синдромом эмоционального выгорания также широко применяются техники и приемы, направленные на активизацию личности.

Таким образом, интерес к феномену эмоционального выгорания обусловлен тем сильным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения специалистов. Наиболее отчетливо его последствия проявляются в профессиях социального типа, в частности- профессии психолога. Синдром эмоционального выгорания - острое кризисное состояние, свойственное людям, постоянно сталкивающимся с отрицательными переживаниями других людей, и в какой-то степени оказывающимися личностно вовлеченными в эти переживания.

Однако своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

  3. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 1997.

  4. Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. – М.: Смысл, 2001. – 571 с.

  5. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

  6. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебной пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан./ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013

  7. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №1.

  8. Maslach C. Jackson S.E. (1981): The measurement of experienced Burnout. J. Occup. Beh.

Просмотров работы: 3176